28
августа 1993 года автоматическая межпланетная станция «Галилей», во время
своего космического путешествия встретила и сфотографировала астероид,
имеющий крошечный спутник. Это был первый открытый спутник астероида.
И, несмотря на то, что был конец XX века, парочке дали имена из древнегреческой
мифологии - Ида и Дактиль.
Дактили – демонические существа, жившие во Фригии (Малая Азия) на горе
Ида. Древнейшие мифы повествуют о том, что когда Рея рождала Зевса, то
муки были так сильны, что она вдавила пальцы в землю и из нее выросли
Дактили (daktilos – по гречески означает «палец»):
пять женщин из ее левой руки и пять мужчин из правой. Сестры-дактили поселились
в Самофракии, где своими магическими заклинаниями приводили в немалое
изумление местных жителей. Некоторые древние историки пишут также, что
они были первыми учителями Орфея - фракийского поэта, музыканта, прорицателя
и учредителя мистического учения, называемого орфическим. Дактили-мужчины
были жрецами Реи-Кибелы, и охраняли колыбель Зевса на Крите. Их звали:
Геракл – большой палец (не путать с греческим героем
Гераклом, сыном Зевса и Алкмены), Пеон – указательный, Эпимед –
средний, Иасий- безымянный, Акесид – мизинец. Греческий историк Диодор
Сицилийский (ок. 90 - 21 до н.э.) сообщает,
что они, как и их сестры «...были колдунами, подвизались в заклинаниях,
обрядах посвящения и мистериях...» Тайные орфические предания основывались
на календарной последовательности магических деревьев, каждому из которых
соответствовал свой палец, являвшийся частью языка знаков, и своя буква
орфического календаря-алфавита. Так, например, дикая олива соответствовала
верхнему суставу большого пальца (Геракла),
считавшегося средоточием мужской силы, а сам палец символизировал мужское
начало. По некоторым преданиям дактиль Геракл принес от гиперборейцев
в Элладу дикую оливу и устроил между братьями соревнование в беге, положив,
тем самым, начало Олимпийским играм. В совренной хиромантии с пальцами
рук соотносятся и другие мифологические персонажи. Например для правой
руки: указательный палец (Пеон) соответствует
Зевсу (Юпитеру); средний палец - «палец
глупца» (Эпимед) соответствуетствует
Сатурну, показавшему себя тугодумом в борьбе с Зевсом; врачеватель Аполлон
соответствует безымянному пальцу (Иасию),
называемому «лекарственный»; мизинец (Акесид)
считался магическим пальцем - «вещим мизинцем» - ему соответствует
Гермес (Меркурий).
Устойчивое мнение о том, что дактили обладали сверхъестественными способностями,
знали магию и врачевание сохранилось и в оккультных произведениях многих
авторов. Писательница и теософ Елена Блаватская (1831-1891)
в труде «Черная магия в науке» пишет об этом: «Тысячи лет назад фригийские
дактили, посвященные жрецы, о которых говорили как о «магах и целителях»,
лечили болезни с помощью магнитных процессов. Утверждали, что они получали
такие целительные способности от могущественного дыхания Кибелы (Реи),
многогрудой богини, дочери Неба и Земли».
Дактили первыми обнаружили железо на соседней с Идой горе Берекинт, и,
обладая магическими знаниями и формулами, занялись его плавлением и обработкой.
В Европе еще многие века после этого кузнецы считали пальцы своей правой
руки Дактилями. А ритмы ударов молота, когда вслед за основным ударом
по раскаленному железу делается два коротких удара по наковальне, стали
прообразом стихотворного метра – дактиля, образуемого тремя стопами -
ударный/безударный/безударный. Другим символом этого стихотворного размера
служили три фаланги пальца - первая с ногтем, а две другие - без. Шестистопным
дактилем (или гекзаметром) написаны древнегреческие
поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Считается что эта стихотворная форма
сложилась еще в Дельфах, в святилище Аполлона, где пифия произносила свои
прорицания гекзаметром, который «...задавая плавно - напевный, торжественный,
неторопливый ритм, в то же время может звучать удивительно гибко...».
Поэтическое описание гекзаметра мы находим у Николая Гумилева: «Дактиль,
опираясь на первый ударяемый слог и качая два неударяемые, как пальма
свою верхушку, мощен, торжественен, говорит о стихиях в их покое, о деяниях
богов и героев».
|
|