Структура атанора

Огонь обычно находится в нижней части атанора и регулируется при помощи воздуха, который подается через меха, или через трубку. Именно от подачи воздуха зависит большая или меньшая интенсивность пламени и последовательная смена температур. Не все алхимические операции производятся при одинаковой температуре. Алхимические тексты настаивают на том, что в некоторых случаях нужна постоянная температура (как та, при которой курица высиживает яйца). Тем не менее, в какой то момент нужен резкий скачок тепла. Такой эффект достигается именно при помощи регуляции притока воздуха. В точности такой же процесс происходит в человеческом теле. Если атанор является копией тела, очевидно, что существует связь между температурами печи и человеческого тела. Чтобы понять это, необходимо вспомнить основы йоги.
Согласно теориям разных школ йоги, в основании позвоночника находится свернувшаяся змея, ее нужно разбудить, чтобы она поднялась по позвоночному столбу. Это достигается при помощи контроля над дыханием. Сложно не увидеть в вышесказанном огонь, горящий в основании атанора, при этом регулирование дыхания, т.е. вход и выход воздуха в легкие - суть эквивалент мехов.
Классические тексты алхимиков предпочитают представлять атанор, как разновидность маленькой башни покрытой куполом, внутри которой находится яйцо, содержащее первичную материю. Гауди в максимальной степени схематизировал эти элементы и редуцировал их до минимального, функционального изображения. Но это не должно вводить нас в заблуждение; существует множество видов алхимических печей, чьи характеристики и происхождение конструкции подробно описаны в работах по химии XVII века. Атанор Гауди является копией модели, представленной на главном портике собора Нотр-Дам де Пари.
Атанор собора Нотр-Дам в Париже в руках у фигуры, находящийся внутри медальона, удивительно напоминает своей формой атанор Гауди в парке Гуэль
Также в некоторых классических текстах даются исчерпывающие указания. Отошлем читателя лишь к наиболее, как нам кажется, показательному тексту - книге "Открытый вход в закрытый дворец Короля" Иринея Филалета, глава XVIII. Николай Лемери в своей книге "Курс химии" - Cours de Chimie (в действительности относящейся к алхимии), намечает основные принципы построения атанора: "...делается из кирпичей, соединенных водонепроницаемой мастикой, сделанной из одной части глины, одной части лошадиного навоза и двух частей песка и все это пропитывается водой: кирпичи укладываются в два ряда, чтобы печь была толще и дольше держала тепло; зольный ящик будет в один фут высотой и должен иметь дверцу со стороны подачи воздуха, чтобы при открытии огонь сам зажигался или легко разгорался; высота очага не такая как у ящика, он завершается в верхней части двумя железными балками толщиной в большой палец, они поддерживают и поднимают реторту над очагом на высоту приблизительно в один фут, таким образом, что реторта укрыта. Сверху находится сводчатая крыша с отверстием посередине и заглушкой для него, и маленьким дымоходом в фут высотой, чтобы выводить через отверстие огонь, когда оно открыто и когда нужен большой огонь; пламя, сохраняясь благодаря этому маленькому дымоходу, охватывает реторту". Огонь же возникает из-за сжигания угля.
Другие авторы дают иные указания. Эжен Канселье - последователь Фулканелли - например, располагал печью для плавления, сделанной из двух больших плавильных горнов, соединенных металлическими обручами; они образовывали отверстие, через которое можно было увидеть "яйцо" и состояние Materia prima, содержавшейся внутри "яйца".
Очевидно, что в этом процессе самым сложным является контроль за температурой огня, и достижение ее постоянства в течение часов и дней. Считается, что температура горения зависит от количества сжигаемого угля... а того факта, что Materia prima погружена в золу, которая уменьшает вариации температуры, не достаточно для успешного завершения Делания.
Таким образом, с момента изобретения термических плит или электрических печей, не существует единодушного мнения о пригодности таких печей для алхимических работ. В самом деле: при помощи плиты, подключенной к электрической сети, намного легче добиться постоянной температуры, без того чтобы думать о подаче воздуха или добавлении угля.
Спор по этому вопросу между современными алхимиками весьма значителен. Вкратце обобщая, мы могли бы сказать, что существует европейская школа, для которой внедрение электричества в алхимическую работу не только рождает проблему возникновения магнитной индукции, но также искажает принцип соответствия между операциями над материей и операциями с человеческим телом: если удалить меха, как средство подачи воздуха, то, что тогда останется от схожести между атанором и человеческим телом?
Другая школа, которую мы могли бы назвать "американской", выступает защитницей термических плит. Философское яйцо или реторта, содержащая первичную материю, ставится наверх плиты, и чтобы достичь однородной температуры на плиту ставят картонную коробку, отделанную снаружи асбестом, или другим жаропрочным материалом.
Возможно, что подходят оба способа, если мы примем во внимание что: традиционная печь, атанор, используется в классической алхимии, в то время как электрическая печь более подошла бы для "спагирических" операций, родственных искусству алхимии, но производимых не над минералами, но над растениями и растительными экстрактами.
Будучи центральным элементом алхимической лаборатории, атанор описан во многих классических книгах по алхимии, во всех мыслимых формах. Можно сказать, что речь идет об очень персонифицированном инструменте, который каждый алхимик создает на свой вкус. И так оно и есть на самом деле.
Так выглядит атанор согласно Mutus Liber

Достаточно посмотреть гравюры Mutus Liber, чтобы понять связь между алхимиком и его печью: алхимик стоит на коленях перед атанором, в позе, словно взятой из йоги, указывая на симметрию, существующую между одним и другим. Он находится в лаборатории. Нужно разобрать само слово "лаборатория", чтобы понять его изначальный герметический смысл: "лаб-оратория", где "лаб" - "сердце" в переводе с еврейского. Лаборатория находится там, где происходит "сердечное действо".
И несомненно, что одним из результатов алхимической практики является низведение ума в сердце.

Перевод с испанского: МБ
Редакция: АБ
Первая публикация: Эрнесто Мила, "Мистерия Гауди"

1   2  
 

Оглавление раздела "Проявления духа времени"
Историко-искусствоведческий портал "Monsalvat"
© Idea and design by Galina Rossi
created at June 2003 
 
Проявления "духа времени"    Боги и божественные существа   Галерея   Короли и правители  Реликвариум  Сверхестественные существа    Герои и знаменитости   Генеалогии   Обновления