Global Folio Search использует технологию Google и предназначен для быстрого поиска книг в сотнях интернет - библиотек одновременно. Индексирует только интернет-библиотеки содержащие книги в свободном доступе
АМАЗОНКИ
Амазонка натягивающая тетиву лука. Мозаика.
Ей не страшна грядущая борьба
Со смертью: ведь она сама - судьба.
Нет рук сильней: то - варварам преграда.
Струится, золотясь, волос ее волна,
Сияют звезды глаз среди их водопада.
Грудь правую сожгла себе она,
Чтоб та в бою ей не мешала,
И, гордая, на горизонте встала,
К победе, к славе вся устремлена.
/Эмиль Верхарн/
Какова же этимология названия племени женщин-воительниц?
Все сходятся во мнении о том, что слово амазонки произошло оно от греческого слова «мазос» - грудь, с альфа приватиум (префиском, выражающим отрицание) – то есть «безгрудые».
Я уже упоминала о том, что некоторые пишущие об амазонках летописцы и историки утверждали, будто амазонки то ли отрезали, то ли отжигали себе правую грудь, дабы она не мешала стрельбе из лука и метанию копья. Например, об этом
искусственном «дефекте» пишет Гиппократ (4 век до н.э.): «Правой груди они не имеют, ибо еще во время младенчества матери накладывают на правую грудь раскаленный медный инструмент, для этого сделанный, и прижигают ее, чтобы уничтожить ее рост и чтобы вся сила и полнота перешли к правому плечу и руке». Но на самом деле в это довольно трудно поверить.
Геракл и Ипполита. Барельеф с древней гробницы
Впоследствии название «амазонки», стало нарицательным, и его начали употреблять для всех воинствующих женских племён. Так, например, находим такие упоминания в «Истории лангобардов» Павла Диакона, где летописец рассказывает о короле Ламиссо (5 век), и о том, как в одном из военных походов его войско было встречено на берегу реки амазонками, преградившими путь на переправе.
И тогда король, «плавая в реке, сразился и умертвил храбрейшую из них и добился так себе – великой славы, лангобардам же – переправу. Ибо до этого между [этими] двумя войсками было договорено, что лангобарды повернут назад, если амазонка одолеет Ламиссио, если же она, как действительно и случилось, будет побеждена Ламиссио, – получат свободную переправу». Далее историк высказывает свои сомнения касательно достоверности существования племени амазонок, считая, что этот народ уже давно погиб, однако говорит и о том, что лично «слышал, что в отдаленнейших областях Германии еще народ этих женщин существует».
Ещё один, очень нетривиальный пример «государства» амазонок известен в Чехии, в 8 веке.
Чешская княжна Либуше, младшая дочь князя Крока, отличавшая великой мудростью избирается, после смерти отца вождём племени. Но как ни мудро было правление княжны, спустя какое-то время мужчины стали высказывать недовольство. Они не желали, чтобы ими руководила женщина, требовали чтобы Либуше вышла замуж. Княжна пришлось подчиниться для сохранения мира в своих владениях, и она объявила, что выйдет замуж за того, к кому приведёт её конь. А привёл он к пахарю Пржемыслу и этот союз положил начало династии Пржемысловичей.
Вернёмся, однако к чешским амазонкам…
По одной из легенд – у Либуше была подруга и наперсница Власта, которая, после смерти княжны, вместе с частью женщин обосновались в пределах замка Девин, в месте слияния рек Дунай и Морава и, если можно так сказать, отменила патриархальные законы, создав своё собственное «государство» со старыми, матриархальными порядками и обычаями. Женщины этой крошечной «страны» овладели не только всеми мужскими ремеслами, но и воинским искусством, но продолжалось это всего несколько лет, и погибли при захвате замка.
Франц Штук. Амазонка и кентавр
Но, как оказывается, амазонки были не только в Азии и в Европе. На африканском материке они стали известны благодаря знаменитому и неординарному человеку сэру Ричарду Фрэнснсу Бертону (1821-1890), прославившемуся как путешественник, писатель, поэт, переводчик и полиглот. Его жизнь была полна удивительных событий и приключений и, во время своего консулата острова Фернандо По, что у западных берегов Африки, он, занимаясь, кроме основной деятельности, ещё и этнографическими исследованиями, дважды побывал в африканском королевстве Дагомея. Этого человека, столь много повидавшего на своём веку, трудно было чем-либо удивить и всё же, он был буквально шокирован тем, что королевство охранялось многотысячной армией женщин-воительниц, которых называли «супругами пантеры», и говорили, что они отличаются невероятной жестокостью.
Дагомейские амазонки
Зрелище торжественных военных парадов, проводимых в Дагомее, и призванных продемонстрировать силу королевской гвардии была зрелищем совершенно невероятным. Вот, что мы читаем: «здесь же было 4000 женщин-воинов, 4000 черных женщин Дагомеи, личных телохраннтельниц монарха. Они стоят неподвижно, сжимая в одной руке ружье, а в другой тесак, готовые броситься в атаку по первому же знаку своей предводительницы. Молодые и старые, уродливые и прекрасные ... Они так же мускулисты, как черные мужчины-воины, так же дисциплинированны и сдержанны и стоят рядами такими ровными, как если бы их выравнивали по шнурку».
Публикации портала "Монсальват" разрешены для некоммерческого использования без ограничений, если иное не оговорено особо. Указывать портал "Монсальват" как источник предоставленных материалов и размещать ссылку на него обязательно.