 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Е.В. Тарле
История Италии в средние века
стр. 97
раздоры в самом* Риме и в Италии, иападепиф арабов*, воины между сполотскпм и боповентскиня герцогами, показали, вернее, внушили мысль, что без императора жизнь Италии хуже, чем при ном. В 962 году,
когда Оитон В. был коронован*, то собыгио было с радостью встречено если не тем развратный* подростком, который тогда носил папскую тиару под именем* Иоанна XII, то людьми, измучившимися вечною
безурядпцею и желавшими покоя. Импоратор, охранитель церкви, восстановитель покоя, принял в X веке, под сильным* влиянием библейских* прфдставлений, образ* израильского царя-пророка, главы
теократического государства. Два меча стерегут* и спасают* мир от зла и диазола: духовный — находящийся в* руках* папы, и светский — данный императору. Кем данный? Богом* или лапою, короновавшим*
коленопреклопонного пред* ним Карла? На этот вопрос ни IX, ни X века ответа не дали, так жо как* и на более общий: кто выше, кто кому должен* повиноваться-пана императору или наоборот*? Пока и для
искренно преданных* интересам* римского престола, для дороживших* большею пли меньшою степенью покоя жителей Италии император* являлся желанным* другом*. Какой он* будет расы, где будет жить
— все равно; но оп должен быть могущественным государем*, это требовалось и реальными интересами папы и Италии, и cjniHOCTbio господствовавшего о нем* представления. Император* превосходит* саном*
всех земных* властителей, он может (это, коночпо, только в теории) раздавать короны и отнимать их; он веноц и глава всего социального строения, которое потом было объединено в понятии феодализма.
Между временем Карла Великого и Оттока Великого, т.-ф. от 814 до 962 г. или вовсе императора не было илн были вполне бозеильныо, и однако таково было могуществу этого тосритического идеала, что ого
традиция но потерпела решительно никакого ущерба. Коицопция Священной римской имнерии имела замечатфльно счастливый свойства, соодинениф которых чрезвычайно редко встречаотся, но если уж
случится, всегда бывает* долговечно: это была концепция, имевшая и стройность отвлфчон-ного теорфтического построения, и плоть и кровь реального факта,
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|