 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
В.И. РУТЕНБУРГ
ИТАЛЬЯНСКИЙ ГОРОД ОТ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ до ВОЗРОЖДЕНИЯ
стр. 119
скому восприятию. Фома Аквинский выдвигает тезис, в котором отразились сдвиги, происшедшие и в
практической деятельности, и в мировоззрении итальянского горожанина XIII в.: само по себе богатство не
является греховным, учит он, его лишь необходимо умеренно использовать, придерживаясь правила
«справедливой середины», оправдывающего торгово-промышленную и бан-ковско-ростовщическую деятельность
городского пополанства времен болонской «Райской книги» и флорентийских «Установлений справедливости».2
Такого же рода отношение к активной деятельности преуспевающего горожанина-пополана можно встретить
в литературе XIII в. Так, например, Брунето Латини подчеркивал значение для практической жизни как денег, так
и знаний, о чем говорит и само название его главного сочинения — «Книга сокровищ».3 Отражением и
оправданием хозяйственной и политической деятельности флорентийских горожан XIII в. является хроника Дино
Компаньи, написанная на итальянском языке.4 В элегантной поэзии «сладостного стиля» рельефно выступают
черты нового человека, отрицающего средневековую мораль. Так, в канцоне Гвидо Гвиничелли говорится:
Сверкает солнце над земною грязью, Но не скудеет сила солнца.
Надменный говорит: «Я знатен древним родом!» Подобен грязи он, а солнце — благородству.
Пускай никто не скажет, Что было благородство без отваги, Что можно унаследовать его, Не чуя
благородства в сердце.5
2 Fanfani A. Le origini dello spirito capitalistico in Italia. Milano, 1933.
3 Гуковский M. A. Итальянские энциклопедии XIII—XVI ее. // Тр. Института книги, документа и письма. Л., 1932. Т. 2. С. 44—49.
4 Del Lunge I. Dino Compagni e la sua cronica. Firenze, 1879—■ 1887.
5 Цит. по: Алпатов M. В. Итальянское искусство эпохи Данте ц
Джотто. М.; Л" 1939. С. 52,
Из школы «сладостного стиля» вышел и великий поэт Италии флорентиец Данте Алигьери, участник и
жертва политических схваток, изгнанный из родного города как белый гвельф. Сама жизнь Данте — часть
истории итальянской городской жизни XIII—начала XIV в. Он автор
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|