 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Сборник
Послания из вымышленного царства
стр. 29
Исидор Севильский. Этимологии. XIV, 3
Острова Хрис и Аргир, расположенные в Индийском Океане, до такой степени богаты металлами, что
многие сообщают о том, что там расположены [месторождения] превосходного золота и серебра,
отсюда острова и получили свои названия. Остров Тапробана примыкает к Индии с юго-востока, и от
него начинается Индийский Океан, а [сам остров] восемьсот семьдесят пять миль в длину, а в ширину —
шестьсот двадцать пять миль. Там протекает множество рек, он изобилует перлами и драгоценными
камнями. Одна его половина населена зверями и слонами, на другой половине обитают люди. Говорят, что
на этом острове за один год дважды сменяются зима и лето и дважды это место весной покрывается
цветами. Тилос — это остров Индии, почти всегда покрытый листвой.
Исидор Севильский. Этимологии. XIV, 4
История клирика Елисея
Рассказ, якобы записанный со слов Елисея, известен по одной-единственной рукописи XIII века
и представляет собой попытку соединить то, что стало известно об Индии благодаря
распространившимся рассказам о прибытии Индийского патриарха Иоанна, со сведениями, которые
можно было почерпнуть из «Сказания об Индийском царстве». Однако ряд эпизодов, например
применяемая в Индийском царстве пенитенциарная система и стремление индийцев воздерживаться
от пролития крови, являются весьма оригинальными. К сожалению, финальная часть этого рассказа
утеряна.
*
1. Некий клирик, по имени Елисей сын Самуила, рожденный и воспитанный в Индии, рассказал
нам то, что следует далее. 2. В святых орденах Индии существует такой обычай: никто в ордене не
становится дьяконом прежде, чем достигнет своего тридцатилетия, и священником прежде, чем
достигнет пятидесятилетия, а епископом — прежде, чем достигнет восьмидесяти или по крайней мере
семидесяти лет, и они поставляют во епископы исключительно людей из благородного сословия
своей страны. 3. Некто избранный в епископы, образованный, но не очень мудрый, впал в ересь и стал
утверждать, будто Святой Дух исходит не от Отца и Сына. Он был обличен и вызван на собор. 4. И
дошел до такого неразумия, что сказал, будто Отец и Сын и Святой Дух не суть Бог Единый. А
поэтому он был проклят и предан смерти через сожжение. 5. Таков в стране этой обычай, ибо у них
существует только три вида казни: приговоренные или сжигаются, или в воде топятся, или отдаются
зверям, то есть медведям, львам и леопардам, на съедение. И там не проливается человеческая кровь,
ибо это чуждо христианам. 6. Поскольку это страна правды, то там никто не обманывает и не
клянется, разве что когда должен. Ежели кто совершит какой-нибудь грех — или прелюбодеяние, или
блуд, — то его приговаривают в соответствии с законом. А еще в их стране никто не берет жену
раньше своего тридцатилетия и никто не сходится с женою иначе как трижды в год ради продолжения
рода. 7. Царь Индии, по имени Иоанн, хотя и не рукоположен в сан, однако из почтения называется
пресвитером. Царь тот, посовещавшись, отправил своего легата, некоего монаха, к апостольскому
престолу, дабы быть лучше осведомленным о католической вере, но не потому, что имел сомнения,
но чтобы положить конец брожению в народе по поводу вынесенного вышеупомянутому еретику
приговора. 8. Когда монах почил в пути, царь отправил других посланцев — двух епископов. 9. Они
же, не зная латинского языка, ибо в стране их пользуются языком халдейским, взяли с собой монаха
Елисея, дабы он был их переводчиком перед апостольским наместником, поскольку его обучил
латинскому языку некий паломник, прибывший к ним из наших земель и проживавший в доме его
отца. 10. Оба епископа умерли в дороге один на море, второй в Апулии, — а Елисей отправился к
апостольскому местоблюстителю. Наместник апостольского престола, выслушав послание царя
Индии, повелел приготовить письмо, а именно изложение под девизом «Каждый, кто желает». 11
Елисей, получивший это послание и награжденный подарками, отправился в обратный путь. Желая
возвратиться через Венгрию, он оказался в некоем лесу под названием Каноль. Там его ограбили,
отняв послание, дары, одежды и все, что при нем было, так что он едва спасся нагим. Добравшись до
Фри-сака, он был гостеприимно принят неким пресвитером из расположенного там Адмунтенского аб
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|