 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Сборник
Послания из вымышленного царства
стр. 23
на крайнем Востоке и вместе со своим народом был христианином, но несторианином, пошел войной
на братьев-царей Персидских и Мидийских, по имени Самирды, и разорил Экбатаны, столицу их
царства. Когда вышеупомянутые цари вместе с множеством персов, мидян и ассирийцев вышли ему
навстречу, в течение трех дней обе стороны, желая скорее умереть, чем обратиться в бегство, вели
сражение друг с другом, и пресвитер Иоанн — ибо именно так его называют — сумел обратить
персов в бегство, и вышел победителем из жесточайшей битвы. Говорит, что после этой победы
пресвитер Иоанн выступил в военный поход на помощь Иерусалимской церкви, но когда он подошел
к Тиру, то не нашел судна, чтобы переправить войско, и повел воинов на север, где, как он знал, эта
река зимою покрывается льдом. Он провел там несколько лет, ожидая стужи, но теплый климат
помешал исполнению этого замысла, и, потеряв из-за непривычной погоды многих воинов, был
вынужден возвратиться. Утверждают, что трое волхвов, о которых упоминается в Евангелии, были из
его рода, и он правит теми же самыми народами, наслаждаясь такой славой и изобилием, что, как
говорят, не пользуется никаким иным скипетром, кроме смарагдового. Загоревшись примером своих
предков, которые прибыли поклониться Христу в колыбели, он собирался отправиться в Иерусалим,
но, как утверждают, ему помешала вышеизложенная причина. Но об этом достаточно.
Фома из Кантимпрэ. Книга о чудовищных людях востока
Когда Фома из Кантимпрэ решил включить в энциклопедию «О природе вещей» книгу,
посвященную восточным чудовищам, ему и в голову не приходило, что она станет самостоятельным
произведением. Сам человек неприметный, Фома родился в 1201 году, в знатной семье, годы
ученичества — с 1206 по 1216 — провел в Льеже. В шестнадцать лет Фома стал монахом-
августинцем, однако, почувствовав тягу к науке, в тридцать лет присоединился в Лувене к
доминиканцам и отправился учиться в Кельн, где его однокашником стал Альберт Великий. В 1237
году Фома переехал в Париж и, возможно, подвизался там при университете, говорят, он был учен
«тевтонскому и галльскому наречиям». После сорока он вернулся Лувен и, поднимаясь вверх по
ступеням орденской лестницы, умер 15 мая не то 1270, не то 1272 года. В вопросах изучения
чудовищ Фома стал одним из выдающихся авторитетов: его краткую реляцию, подытожившую все,
что было известно о чудовищах к первой половине XIII века, неоднократно цитировали, перелагали
стихами и иллюстрировали. «Книгу о чудовищных людях Востока» Фома составил, почерпнув
сведения из «Книги о зверях и чудовищах» — анонимного произведения VIII века, на которое Фома
ссыпается, приписывая его некоему Аделину. Многие сведения Фома сумел раздобыть из «Восточной,
или Иерусалимской, истории» Якова де Вотри (написана в 1216 — 1218 годах: Фомаиз Кантимпре
ссылается на нее, упоминая лишь имя автора — Яков), остальное дополнил из «Града Божьего»
Блаженного Августина, «Жития святого отшельника Павла», написанного св. Иеронимом, а также
собственного, весьма разнообразного опыта.
*
В первую очередь о том, откуда пошли чудовищные люди
Поскольку далее следует книга о чудовищных людях Востока, то в первую очередь необходимо
выяснить, произошли ли они от Адама. На этот вопрос следует ответить отрицательно, если не
принимать во внимание сказанного Аделином-философом об оно-кентаврах, которые произошли от
соития человека со зверем. Но справедливо ли это? На это можно возразить, что чудовище,
порожденное от совокупления человека и зверя, не живет долго. Сам Иероним утверждал, что в
восточных пустынях обитают животные подобного рода. Это явствует из написанного им жития
святого Павла, первого из отшельников, которому святой Антоний рассказывал о том, как ему
повстречалось в пустыне чудовище, верхней частью тела похожее на человека, но с рогами и
козлиными ногами. И сказало чудище Антонию: «Я смертный — один из тех обитателей пустыни,
которых язычники в насмешку называют фавнами, сатирами и инкубами. Я пришел с поручением от
моего стада: помолись за нас Всеобщему Господу, который, как мы знаем, спускался на эту землю
ради спасения человечества, и по всей земле разнеслась весть о нем» (Пс. 18, 5). И пусть, добавляет
Иероним, никто не считает это выдумкой, ибо в наше время подобное животное было поймано и
приведено в Александрию.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|