 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Эварт Окшотт
Рыцарь и его доспехи. Латное облачение и вооружение
стр. 85
поймете, какую опасность они могут представлять для своего владельца. То, что сейчас делают на сцене, раньше
делали в пешем строю и, вероятно, верхом — носили меч без ножен, просто в кольце.
Мы не знаем доподлинно техники боя на мечах до 1550 года, когда только и начало развиваться
искусство фехтования. Для боя на мечах требовалось умение, тренировка и знания — в этом нет и не может
быть никакого сомнения, но в ранние периоды эпохи рыцарства воины, должно быть, пользовались мечами
приблизительно так же, как их предшественники викинги. Эти великие бойцы оставили довольно много
сведений о своих играх с мечом в поэмах и красочных повествованиях. Из этих источников становится ясно, что
это было не просто фехтование на мечах, когда удар парировали мечом, как это показывают в фильмах о Робин
Гуде. Во-первых, мечом никогда или почти никогда не парировали удары. На левой руке рыцаря для этой цели
был щит — либо он отражал удар противника щитом, либо просто уклонялся от удара или отскакивал назад или
в сторону. Хороший боец должен был, как хороший боксер, проворно, демонстрируя молниеносную реакцию,
перемещаться из стороны в сторону, вперед или назад. Очень часто единственным способом избежать
направленного сверху вниз удара, которым противник мог, невзирая на кольчугу, отрубить руку по плечо, было
уклонение, либо отскоком в сторону, либо резким поворотом в поясе, либо наклоном в противоположную
сторону. Излюбленным ударом считался подсекающий удар по коленям, и единственным способом избежать
его был подскок вверх; чаще времени на то, чтобы парировать удар щитом, не хватало; обычно такой удар
наносили косо вниз, целясь в правое колено, которое располагалось далеко от щита.
В старые времена, в эпоху смертоносных поединков, одетые в кольчуги воины в сражении мечом редко
пользовались движениями в лучезапястном суставе. Удары наносили от плеча, рука оставалась прямой, а меч
служил пусть чувствительным и гибким, но достаточно жестким ее продолжением. Тому были две возможные
причины: во-первых, удар выходил более мощным и эффективным; а во-вторых, средневековый рыцарь в
кольчуге с длинными рукавами весьма скоро бы сильно утомился, если бы сгибал руку в локте, так как кольчуга
собиралась бы в сгибе тяжелыми жесткими складками. Если, например, вы начнете просто сгибать и разгибать
руку в локте, надев обычный шерстяной свитер, то скоро убедитесь, что морщины и складки начнут стеснять
движения, собравшись в области локтевого сгиба; вообразите же, какие неудобства мог терпеть рыцарь — ведь
у него собирались бы не витки мягкой шерсти, а тяжелые и жесткие кольца кольчуги.
Эти рыцарские мечи могли наносить тяжкие травмы и сильные повреждения. Клинки мечей изготовляли
из очень твердой стали — на старых клинках даже современные напильники не оставляют царапин, — а клинки
по остроте не уступали бритвам. Когда такое оружие взлетало вверх, поднимаемое мощными тренированными
мышцами плеча и надплечья, а потом со страшной силой опускалось вниз, то оно — и не приходится
удивляться этим средневековым описаниям — отсекало руки, ноги и головы, хотя все эти части тела были
прикрыты доспехами и кольчугой. Упоминаний о таких вещах множество не только в поэмах и песнях, где
вполне простительным было бы художественное преувеличение, но и в сухих хрониках, составленных
монахами, которые заботились только о фактах, а не о том, чтобы рассказать красивую сказку.
К этой теме можно добавить еще и то, что могли делать японцы своими заточенными с одной стороны
мечами. Японский воин — самурай — был удивительно похож на средневекового рыцаря, но, в отличие от
этого, давно сошедшего с исторической сцены персонажа, самураи перестали сражаться в своем полном
вооружении и в доспехах всего каких-то сто тридцать лет тому назад. Кодекс самурайской чести, сила воина и
его меч были в ходу еще во время Второй мировой войны. Мы знаем, что самурай мог разрубить человека
напополам одним косым ударом, и весьма легко и изящно обезглавить противника. Он мог рассечь человека
наискось от плеча до противоположного бедра, а мог разрубить его точно на две половины от макушки до
лобка. Одним из способов проверки меча было рассечение человека на две части поперек, на уровне
подвздошных костей. Такое испытание
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|