 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Эварт Окшотт
Рыцарь и его доспехи. Латное облачение и вооружение
стр. 40
сражаться на суше значило сражаться пешими; в остальных частях Европы воины сражались на старый готский
манер — сидя верхом на боевых конях, а прямоугольными щитами «воздушный змей» начали пользоваться не
позже IX века. Такой щит продолжали использовать вплоть до середины XII века (то есть до конца
норманнского периода английской истории). После этого щит становится короче, а к 1220 году и меньше. У
него теперь прямой горизонтальный верхний край. Такие щиты изображены у двух сражающихся воинов на
рисунке 7.
Щиты всегда имели вогнутость, соответствующую контуру тела, хотя в конце XIII века иногда
пользовались совершенно плоскими малыми щитами. Такой вид щита просуществовал до начала XV века —
щит Генриха V, хранящийся в Вестминстерском аббатстве, является щитом именно такого типа, — хотя нет
никаких данных, что он широко применялся в битвах. В середине XIV века появился щит новой формы,
предназначенный главным образом для турнирного поединка на копьях. Он имел форму неправильного
прямоугольника — прошу простить меня за такое геометрически невозможное определение, а вогнутостью он
был направлен наружу, а не внутрь. В некоторых щитах ближе к правой руке в верхнем крае была сделана
вырезка для взятого наперевес копья (рис. 41).
о
Рис. 4L Стили щитов (1050-1450)
Многие средневековые щиты сохранились до наших дней, поэтому мы можем изучать их, чтобы понять,
каким образом они могли отражать удары, наносимые по ним на полях сражений и в единоборствах. По щитам
XIII, XIV и XV веков можно сказать, как именно их делали. Изготовление любого щита подчинялось одним и
тем же принципам: их делали из клееной фанеры. Лучшие щиты изготовляли из склеенных между собой тонких
деревянных пластин, причем волокна каждой следующей пластины располагались под прямым углом к
направлению волокон предыдущей пластины. Использовали древесину с плотным расположением волокон —
березу или липу. Недаром древние скандинавы и саксы поэтично и иносказательно называли щиты «the
warlinden» (корень linden в германских языках означает «липа»; слово можно перевести как «липа войны» или
«корень войны»). Деревянную основу снаружи обтягивали кожей или пергаментом, а сверху накладывали слой
гипса (как грунт для нанесения рисунка). На наружной стороне щита изображали красками герб или девиз
владельца, иногда этот рисунок выполняли в виде низкого рельефа. Внутреннюю поверхность щита обтягивали
тканью, иногда крашеным льном, а в некоторых случаях (как, например, щит Генриха V) ткань украшали
художественной вышивкой. В середине внутренней поверхности находилась маленькая прямоугольная
подушка, помещенная в простеганный чехол и набитая паклей, конским волосом, а иногда просто сеном.
Подушка служила амортизатором, поглощающим энергию ударов и предохраняющим
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|