 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Эварт Окшотт
Рыцарь и его доспехи. Латное облачение и вооружение
стр. 6
исторической точки зрения. Почти в каждом случае на такой статуе точная копия тех доспехов, какие носил при
жизни лежащий под плитой человек. Рисунки из старинных рукописей, которые обычно воспроизводят в
учебниках по истории Средних веков, часто кажутся странными, особенно нам, чей глаз привык к фотографиям
или к рисункам, выполненным с соблюдением законов перспективы. Но эти рисунки позволяют заглянуть в
прошлое и узнать, как люди одевались, жили, работали и сражались. Надо, правда, хорошенько запомнить, что
не все средневековые картины дают точное представление о прошлом. Многие дают, но отнюдь не все. В то
время как лучшие рисунки и картины поучительны, плохие дают о прошлом совершенно неверное
представление.
Есть еще одна вещь относительно средневековых доспехов, которую стоит запомнить: до XV века
существовали лишь незначительные расхождения стиля между доспехами разных европейских стран. Если,
скажем, нам захочется узнать, как выглядел английский барон в битве при Льюисе в 1264 году, то картинка из
шведской или испанской рукописи скажет нам об этом не хуже, чем скульптуры в немецких или французских
соборах. После 1350 года, как мы увидим несколько позже, начинают возникать национальные стили, и по мере
того, как шло время, разница между ними становилась все более очевидной.
Рис. 3. Изваяние сэра Реджинальда Кобкэма на
его могиле п церкви Лингфнлда, СурреЯ. Он был
одним из капитанов Черного Принца и
умер в 136 J году
Очень соблазнительно думать, что для знакомства с доспехами достаточно ознакомиться с английскими
памятниками или иллюстрациями, но в Средние века Англия не играла важной роли на мировой политической
арене. Франция, Испания и Германия были тогда великими державами, а вместе с Италией, Англией, Данией,
Норвегией, Швецией и другими составляли широкое единство христианских наций. За исключением простых
защитных элементов, доспехи полностью, вообще говоря, в Англии не делали до 1519 года. Генрих VIII
пригласил из Германии нескольких оружейников и основал Королевские оружейные мастерские в Гринвиче. До
тех пор никакого английского стиля в изготовлении доспехов просто не существовало. Впрочем, до 1420 года
все европейские латы были практически на одно лицо, господствовал интернациональный стиль. Но с этого
времени начинают развиваться итальянский и немецкий стили, и рыцари, по своим вкусам и предпочтениям,
облачались в доспехи, выполненные либо в итальянском, либо в немецком стиле.
Глава 2 ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОЛЬЧУГИ И ПЛАСТИН
В этой книге я касаюсь доспехов позднего Средневековья, то есть периода между 1100 и 1500 годами,
поэтому здесь не будут рассмотрены в деталях латы древних людей. Доспехи греков и римлян заслуживают
отдельного изучения; мы ничего не потеряем, если не будем здесь касаться римских доспехов, так как они не
оказали практически никакого влияния на развитие латного дела в средневековой Европе. Напротив, такое
влияние оказали варвары -то есть галлы, готы, лангобарды и франки. Готские всадники, завоевавшие Италию в
V и VI веках, своим вооружением не отличались от рыцарей Вильгельма Нормандского при Сенлаке или от
крестоносцев XII и XIII веков. Различия были очень и очень небольшими. Так же как и их потомки, готы
передвигались на крупных рослых лошадях, сражались копьями и широкими мечами, носили шлемы и
кольчужные рубахи и прикрывались в сражении
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|