 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 395
вике. И все-таки появление ростков подлинно научных знаний и совершенствование исследовательских методов
были характерны и для этой эпохи. Через арабское посредничество были восприняты и внедрены в практику
научных занятий десятичная система и индийские (используемые ныне) цифры. Во много раз более интенсивным
стал обмен во всех областях знания и с западными и с восточными учеными, широко осуществлялись переводы с
греческого на латынь и с латыни на греческий.
Научного эксперимента по-прежнему не существовало: изучение материи не признавалось источником
знания, хотя и накапливались опыт, наблюдения, практика и в медицине, и в фармакологии, и в химии (т. е.
ремесленном производстве). Особенно много новых фактов давала алхимия, само занятие которой было по
существу непрерывным экспериментом. Но в осмыслении практического опыта византийцы, всегда
переоценивавшие значение чисто теоретических знаний, стали отставать от образованных кругов
западноевропейских стран. Да и научные силы Византии быстро слабели: поток эмигрирующих из
Константинополя интеллектуалов, особенно после осады столицы османами в 1422 г., нарастал — сначала в
Мистру, а затем далее, на Запад, вплоть до Испании. Византийские ученые и здесь создали свои школы, где
обучали в греческой, а не в местной традиции. Они оказали огромное влияние на развитие итальянской
культуры: произошел синтез палеологовской образованности с итальянским Ренессансом.
Что касается соотношения географических знаний с античными (с трудами Страбона и Птолемея), то и в
сфере географической и космографической теории в XIII—XV ее. не было создано ничего принципиально нового.
Однако в эту эпоху был написан ряд великолепных географических трудов практического назначения:
итинерарии паломников к Святым местам, портоланы (своего рода лоцманские книги), описывающие основные
средиземноморские мореходные маршруты. Существенно расширился и географический кругозор греков: вошла
в обиход новая информация о Скандинавии, прибалтийском регионе, Руси, о финно-угор-{602} ских народах, о
Балтийском и Северном морях. Эмпирическим познаниям впервые стало отдаваться предпочтение перед
легендарными античными свидетельствами об этом отдаленном ареале. И в сфере географии византийцы в эту
эпоху сделали особенно много для сохранения знаний античности и их передачи на Запад.
Высокий по меркам средневековья уровень образованности византийских интеллектуалов предполагал
налаженную систему обучения. Выше уже упоминалось, что практически, все видные писатели и ученые в
поздней Византии были педагогами. Однако они трудились в основном в сфере высшего образования.
Следовательно, на хорошем уровне было организовано и образование начальное и среднее. Перерыва традиции
Византия здесь не знала: налаженная уже в Никее система образования была лишь перенесена после 1261 г. в
Константинополь. Существовали начальные государственные школы (в том числе для сирот и бедняков),
находившиеся на казенном содержании, и школы монастырские и частные. Будущих деятелей церкви обучали в
высшей патриаршей школе; там преподавали три десятка учителей, имелась своя библиотека.
Изучаемые в школах науки делились первоначально на «наши» (т. е. христианские) и «внешние» (т. е.
языческие — античные). В зависимости от склонностей учителя особое внимание оказывалось разным отраслям
знания. Но общим было пристрастие к риторике — познания в ней являлись мерилом образованности.
Постепенно, однако (возможно, под западным влиянием), в начале палеологовской эпохи стала внедряться
семичастная система обучения дисциплинам, делившимся на тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и
квадривиум (арифметика, геометрия, музыка и астрономия). В это же время византийские интеллектуалы еще
пренебрегали изучением латыни (письменности «варваров»). К началу XIV в. положение изменилось: интерес к
западной культуре нарастал. В немалой степени этому содействовали проповедники-миссионеры из монашеских
орденов францисканцев и доминиканцев. С конца XIV в. уже немало итальянцев обучалось в учебных заведениях
Константинополя. А еще через четверть века византийских гуманистов стала посещать горькая мысль об
отставании Византии от уровня развития западной науки.
Идейные течения поздневизантийской эпохи нашли конкретное и многообразное отражение в эстетике
— законодательнице вкусов, форм, стилей и мод во всех отраслях культуры и искусства. Главный водораздел и
здесь с первой половины XV в. проходил между гуманистическими и церковно-монастырскими кругами. Первые
стремились к десакрализации мысли, а в связи с этим к усилению и развитию светских направлений и
утверждению светских идеалов в
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|