 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 388
Более того, в ряде регионов (например, в Афино-Фиванском герцогстве, на Эгине и ряде других островов
Эгейского моря) византийская культура в сущности не подверглась под западным влиянием никаким заметным
деформациям. К тому же она почти повсеместно в Латинской Романии испытала мощное воздействие
палеологовского искусства: монументальная живопись, иконопись, книжная миниатюра, мозаика развивались
здесь в целом в рамках общевизантийского культурного процесса.
Существеннее влияние на судьбы византийской культуры в Латинской Романии оказывали следующие
факторы, негативное воздействие которых было особенно значительным в первые десятилетия иноземного
господства. Во-первых, греческое население на захваченных латинянами землях практически лишилось своего
высшего культурного слоя; континуитет элитарной византийской культуры был здесь в отличие от Никеи,
Трапезунда и Эпира ограниченным; культурные контакты латинских княжеств с греческими государствами стали
налаживаться только к началу XIV в., когда произошли глубокие демографические и культурные перемены в
самой среде латинских завоевателей. Во-вторых, деятели византийской культуры (по крайней мере архитекторы,
художники, мастера прикладного искусства), оставшиеся под властью западных пришельцев, лишились
поддержки со стороны официальной государственной власти, заказов двора и высшей аристократии;
поступившие на службу к латинянам греческие архонты принадлежали в лучшем случае к среднему звену
привилегированного военного сословия — они выступали в роли меценатов-заказчиков, поддерживавших
мастеров «родного» (греческого) искусства (строительство и украшение церквей, создание икон, переписка и
иллюминирование рукописей, изготовление ювелирных украшений и т. д.) лишь эпизодически и в ограниченных
масштабах. В-третьих, в приниженном, неравноправном положении оказалась греческая (православная) церковь;
высший, наиболее образованный ее слой покинул пределы Латинской Романии; оставшиеся на месте иерархи
были подчинены латинским епископам, утратили былое благополучие; их возможности строить и украшать
культовые здания резко сократились; само отправление православного церковного обряда было в некоторых
регионах затруднено, а в ряде мест принявшие под давлением завоевателей церковную унию греческие иерархи
потеряли доверие народа, свято хранящего верность православию. {592} В-четвертых, большинство крупных
греческих городов (включая Константинополь) в латинских княжествах утратило, былое значение центров
византийской культуры: латинская знать либо основывала новые города, где старалась воссоздать и материальный
комфорт, и духовную атмосферу по образцу и подобию городов своей родины, либо проживала в сельской
местности в возведенных ими или перестроенных из греческих укреплений замках, либо благоустраивала в
старых городах лишь те кварталы, где селилась, оставляя в полном пренебрежении жилища и архитектурные
памятники «схизматиков». В-пятых, наконец, само греческое население в ответ на угнетение и презрение латинян
к культурным (в том числе конфессиональным) ценностям греков сознательно культивировало с гораздо большим
упорством, нежели в Трапезунде и Эпире, старые комниновские традиции и в зодчестве и в живописи,
возвращалось порой к более архаичным, примитивным и огрубленным стандартам, долго оставалось
невосприимчивым к новым («палеологовским») веяниям. Латинское завоевание консервировало, замедляло
темпы развития византийской культуры в качестве культуры отечественной, греческой. Униженный
завоевателями народ как носитель местной культуры оказался не только плохим реципиентом достижений
чуждой культуры, он был ее противником, отвергая все, что «отдавало» латинством. В неизмеримо большей
степени, чем на территориях, не затронутых латинским завоеванием, народ здесь стал главным хранителем
отечественных культурных традиций, прежде всего на ее глубинном, низовом уровне. Именно это обстоятельство
и обусловило тот непреложный факт, что в конечном итоге и в освобожденных в XIII—XIV ее. от западных
пришельцев районах, и на оставшихся во власти латинян к 60-м годам XV в. землях культурный облик
подавляющей массы населения, включая привилегированное сословие, оказался византийским, греческим,
восточноправославным.
Кроме того, ограниченность западного культурного влияния, слабость процессов аккультурации
коренного греческого населения в Латинской Романии обусловливались рядом объективных причин иного
характера. Прежде всего, господствующий во всех латинских государствах слой с самого начала и до конца
владычества западных рыцарей оставался лишь незначительным меньшинством населения. Несмотря на
развивавшуюся со временем колонизацию — приток с Запада поселенцев из демократических кругов
становившихся в латинских княжествах воинами, моряками, торговцами, ремесленниками (в том числе
мастерами в облак
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|