 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 376
сентября, в монастырь Лива на праздник Рождества Богородицы, в день Иоанна Златоуста — в храм св. Софии, в
день Введения Богородицы во храм — в монастырь Богоматери Перивлепты, в дни св. Василия Великого, св.
Георгия, св. Апостолов и в Лазарево воскресенье — в монастыри этих святых (Ps.-Kod. V. Р. 242— 247).
Впечатляющими были праздники, организуемые монастырями. Константинопольский монастырь
Богородицы Одигитрии, по свидетельству путешественников XIV и XV ее., традиционно устраивал по вторникам
церемонии выноса иконы. Вокруг монастыря собирались толпы народа как из столицы, так и из других городов.
Мужчины стояли впереди, женщины сзади. Изображение Богоматери, написанное на камне, поднимал один из
20 человек, специально для этой церемонии одетых в длинные одежды из красного льна. Икону выносили на
площадь, которую несущий должен был обойти 50 раз. Затем его сменяли другие — и так в течение всего дня под
звуки исполняемого певчими «Господи, помилуй!». В этот {574} день был открыт рынок, где продавались самые
разнообразные продукты 68.
В константинопольском женском монастыре св. Феодосии праздничными днями были каждая среда и
пятница. Здесь хранились мощи святой в серебряной открытой раке. На поклонение мощам, признанным
чудотворными, собирались толпы больных людей, жаждущих исцеления. Больные лежали и стояли у входа в
монастырь. Собравшиеся ставили свечи, раздавали милостыню. Певчие пели с утра до двух часов дня. Привлекал
больных и монастырь Пиги (Источника), в воду которого верили как в целебную 69.
Монастырь тоиЗ Лфос славился своей литургией, совершаемой четыре раза в неделю, помимо
праздников и воскресных дней. Торжественным днем монастыря было восьмое сентября, когда сюда являлись
члены императорского двора. Служба проходила особенно торжественно, при обилии освещения. Монастырь
тт|;~с БеРаиас е;'Хт8ос в день праздника Богоматери украшался гирляндами из роз. Зрелище было столь
впечатляющим, что турки, взятие которыми Константинополя совпало с праздником монастыря, назвали его
мечетью роз. Некоторые монастырские праздники справлялись только в присутствии своей братии. Народу
после службы раздавали хлеб и вино 70.
Многие монастыри имели свои реликвии, собиравшие желающих увидеть их. В константинопольском
монастыре Косьмы и Дамиана хранилось изображение глав святых в золотой оправе. Монастырь Богоматери
тг|;~с лаѵа%раѵтои славился двумя реликвиями — отпечатками ног апостола Павла и главой св. Василия 71.
На улицах городов и деревень можно было встретить юродивых и странствующих отшельников.
Патриарх Филофей, описывая жизнь св. Саввы, рассказывает, как тот, стараясь лишить свое обнаженное тело
всякой привлекательности, влез в небольшой городской водоем (дело происходило на Кипре), полный тины,
червей, грязи и зловония (Житие Саввы. С. 45). Собрались зрители, некоторые плакали от умиления и,
сострадания. Не всегда, однако, реакция зрителей на поведение странствующего «святого» была благоприятной.
На того же Савву как-то обрушилась уличная толпа, в которой не было «ни мужчины, ни женщины, ни дитяти,
ни юноши, кто бы не отнесся к нему с большим или меньшим бесстыдством и бранью, бросая в него камни и
пылью и навозом посыпая... а также понося его» дурными словами (Там же.
С. 50).
Живы были в народе и старые языческие обычаи, среди которых прежде всего следует назвать
празднества русалий и брумалий. Русалии, проводившиеся в субботу накануне Троицы, сопровождались играми,
танцами, выступлениями мимов. Зрители обычно вознаграждали выступающих какими-либо дарами. В ходе
праздника в одной из македонских деревень возник конфликт, когда разгулявшаяся молодежь стала требовать
сыра у пастуха. Отказавшийся выдать требуемый дар пастух был убит. Разбиравший этот казус архиепископ
Димитрий Хомати-ан называл {575} народные обряды русалий и брумалий «бесовскими игрищами» 72.
Несомненно, имелись черты сходства византийских русалий с «майскими играми» других средне-
Janin R. La géographie ecclésiastique... P. 212—214.
Ibid. Р. 150—152, 232.
Ibid P 319, 150—151, 166—167.
Ibid. P. 289—299, 223—224.
Koukoulès Ph. OP. cit. Т. 2, pt 1. Р. 30—31; Литаврин Г. Г. Как жили византийцы. М., 1974. С. 172.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|