 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 372
(Cydon. Apol. I. Р. 369.91—97). Мануил II Палеолог сознавал неудобства, создаваемые языковым барьером при
налаживании политических контактов 56.
Обрядность, следование ритуалу характерны для поздневизантийской эпохи. Сохраняемые из поколения
в поколение обряды коронации императора и возведения в сан патриарха были большими событиями в жизни
столицы. Устраиваемые в связи с этим пышные церемонии должны были порождать у византийцев и их соседей
уверенность в прежнем могуществе империи.
Коронация императора (Ps.-Kod. VII. Р. 252—273) совершалась в главном храме столицы. К XIV в. она
приобрела более религиозный характер, нежели в предшествующие века. Перед коронацией произносился текст
символа веры, что сопровождалось торжественными обещаниями императора оставаться верным сыном церкви
(Ibid. VIII. Р. 253.4—254. 25). Затем следовала театрализованная пышная церемония поднятия на щите, до
Палеологов уже в течение нескольких столетий не проводившаяся (Ibid. VIII. Р. 255.20—256.14). Императора
поднимали на щите так, чтобы он был хорошо виден стоящей вокруг толпе (Greg. I. Р. 78. 1—3; Pachym. Hist. 1.
97.2—6; Cant. I. Р. 197.1). Щит с императором поднимали впереди патриарх и первый вельможа государства, а по
бокам и сзади — другие высокие сановники. В случае коронации соправителя — сына императора его тоже
поднимали на щите, который держали впереди отец-василевс и патриарх, а по бокам и сзади — сановники
высокого ранга. В XIV в. ритуал коронации был дополнен актом миропомазания 57. Вслед за выходом из алтаря
партриарха в полнейшей тишине по его знаку поднимался на амвон император для совершения миропомазания,
после чего звучало «Свят!», провозглашаемое патриархом и трижды повторенное архиереями, а затем народом
(Ps.-Kod. VII. Р. 257.26—258. 29). Вынесенная из алтаря стемма возлагалась патриархом на голову императора при
возгласах «Достоин», трижды повторенных вслед за патриархом священнослужителями и народом. При
коронации сына-соправителя стемму возлагали император и патриарх (Ibid. VII. Р. 259. 9—22). Коронуемый
принимал непосредственное участие в совершаемой литургии. В определенный момент он входил в
сопровождении дьяконов в алтарь, брал кадило, кадил на престол и на патриарха, который, приняв кадило,
кадил на императора (Ibid. Р. 267.20—268.38; Cant. I. Р. 196.8—204.3; II. Р. 564; III. Р. 29). После коронации
следовали пиршества, продолжавшиеся несколько дней. Народу щедро разбрасывались мелкие серебряные
монеты, иногда — золотые 58.
Церемония избрания нового патриарха, состоявшая из нескольких этапов, включала этап его
интронизации (лрбрАт|(пс — Ps.-Kod. X. 277—{569}281). Церемония совершалась в Большом императорском
дворце, где в одном из триклиниев устанавливалось деревянное возвышение, которое покрывалось материей
пурпурного цвета. На этом помосте ставился императорский золотой трон, скрытый златоткаными занавесями.
Во второй части триклиния, также отделенной занавесями, располагались архонты в парадных одеждах. В
пространстве между стеной и царским местом стоял трон голубого цвета, покрытый златотканой материей.
Император и кандидат в патриархи, скрытые занавесями, проходили к своим тронам и садились. Затем занавеси,
делившие триклиний на три части, поднимались; император и патриарх одновременно вставали. Архонты
провозглашали здравицу в их честь. Патриарха вели к возвышению, на котором стоял императорский трон.
Патриарх принимал из рук императора золотой патриарший жезл, украшенный драгоценными камнями и
жемчугом, благословлял его и направлялся к своему трону (Sphr. III. 11. Р. 305. 4—6). Занавеси опускались.
Император удалялся в свои покои. Патриарх верхом на коне, покрытом белоснежной или белой с золотыми
украшениями попоной, отправлялся в храм св. Софии (Ps.-Kod. X. Р. 281—284). Торжество заканчивалось
трапезой, которую новоизбранный патриарх устраивал в своих палатах для архиереев 59.
Одной из сохранившихся в поздней Византии древних публичных церемоний являлся праздник
вступления императора-победителя в Константинополь. Путь победителя до церкви,
56 Васильев А. А. Указ. соч. С. 32.
57 Острогорский Г. А. Эволюция византийского обряда коронования // Византия. Южные славяне и
Древняя Русь. Западная Европа: искусство и культура: Сб. статей в честь В. Н. Лазарева, М., 1973.
С. 3538—42.
58 Лопарев X. М. К чину царского коронования в Византии // Сб. статей в честь Д. Ф. Кобеко. СПб.,
1913. С. 1—11, 122.
59 Соколов И. И. Указ. соч. С. 122.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|