 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 348
калофонических произведений могла получить распространение только тогда, когда появился способ ее
фиксации в рукописях. В противном случае эти произведения оставались бы достоянием лишь отдельных
мелургов, приверженцев нового стиля. Ранние формы византийского нотного письма не были в состоянии точно
фиксировать не только разветвленную интонационную сеть калофонических произведений, но и любые другие,
несравненно более простые. Поэтому до появления средневизантийской нотации распространение калофонии
было невозможно. Освобождение Константинополя в 1261 г. от полувекового латинского господства, радостный
дух созидания, возрождения национальной культуры и науки, восстановление разрушенных памятников
архитектуры (дворцов, храмов) — все это также способствовало внедрению нового музыкального стиля с его
развернутыми мелизматическими формами, с его помпезными и величественными распевами. Не случайно
историки называют этот этап развития византийской музыки таким знаменательным термином, как {535} Ars
nova 20. Иначе говоря, калофонический стиль соответствовал духу эпохи, общественно-политическим тенденциям,
бытовавшим во времена Палеологов.
Начиная с XIV в. в византийских музыкальных рукописях рядом с нотным текстом систематически
упоминаются имена мелургов — создателей песнопений. Благодаря этому становятся известными многие
выдающиеся мастера, жившие в XIII в. и позднее. Но на пути к объективному пониманию их творчества стоит
еще много преград. Прежде всего, бесчисленное множество сочинений византийских авторов до сих пор не
изучено. Кроме того, продолжают оставаться неизвестными факты, связанные с жизнью и деятельностью
абсолютного большинства византийских мелургов (исключения единичны). Речь идет не только об отсутствии
сведений, внушающих полное доверие, но и вообще о каких-либо даже косвенных материалах, на которых можно
было бы строить более или менее правдоподобные гипотезы. Об уровне изучения византийского
композиторского творчества говорит хотя бы такой факт: в течение последнего столетия исследователи столь
неоднозначно определяли время жизни самого выдающегося византийского мелурга Иоанна Кукузела, что эти
«колебания» измеряются периодом в четыре столетия 21. Не менее показательным примером может служить и
то, что на протяжении длительного времени путали никейского императора Иоанна III Ватаца (1222— 1254) с
музыкантом Иоанном Ватацем, жившим в середине XV в. 22 Все это говорит о том, насколько сложно в настоящее
время делать сколько-нибудь обоснованные выводы, связанные с композиторской деятельностью византийских
музыкантов. Слишком ограничен материал, находящийся в распоряжении музыковедов, и слишком
недостаточно его историческое и теоретическое осмысление. Сказанное нужно учитывать при знакомстве со
следующим ниже сжатым обзором.
Как можно судить по рукописным материалам, наибольшую популярность в докукузе-левский период
получило творчество Никифора Ифика ('НФикбс) 23, жившего в конце XIII — начале XIV в. Чаще всего в
рукописях упоминаются такие его песнопения: «Тебя воспеваем» (Ее;' и;'; дѵоиЗдеѵ), «Вечери твоея тайныя»
(ТоиЗ оеилѵотЗ оои диотикоиЗ), «Буди имя господа» (Би;'; п то;' о;'; 'ѵода кириои), «Хвалите господа», «Да
молчит» {536} (Еиупоатсо) и др. Среди старших современников Ифика, живших во второй половине XIII в.,
известны имена Авасиота
Williams E. А Byzantine «Ars nova»: The 14th-century reforms of John Koukouzeles the chanting of Great Vespers
// Aspects of Balkans continuity and change: (Contribution to the International Balkan Conference held at ULCA, October
23—28, 1969). Muton; Hague; P. 1972. Р. 211—229; ЕтаФпс Гр. Op. cit.
Е. 66—71.
21 Например, крупнейший греческий историк музыки конца XIX — начала XX в. Г. Пападопулос считал, что
Иоанн Кукузел жил на рубеже XI—XII ее. (см.: Папа56погЛос Г. ЕидРоХаи;' еи;'с тп;'ѵ и;' оториаѵ -m;~ç пар п;'; дѵ
е; ккХпоиаотикп;~с Моиоикп;~с. 'АФп;~ѵаи, 1890. Е. 261—262; 'О ао;'то; с.
'Иоторикп;' е; пиок6ппоис -m;~ç БиСаѵтиѵп;~с 'БккХпоиаотикпс Мошикп;~с. 'АФ п;~ѵаи, 1904. Е. 75). К.
Крумбахер же относил время его жизни к рубежу XV—XVI ее. (Krumbacher К. Geschichte der byzantinischen
Literatur. 2. Aufl. Munchen, 1897. S. 288). См. также: Stanschewa-Braschowanova L. Kukuzeles // Die Musik
in Geschichte und Gegenwart: Allgemeine Enzyklopadie der Musik / Hrsg. von Fr. Blume. 1958. Bd. VII. Col.
188282—1890.
22 Подробнее об этом см.: Velimirovic M. Two Composers of Byzantine Music: John Vatatzes and John
Laskaris // Aspects of Medieval and Renaissance Music. N. Y., 1966. P. 819—821.
23 Так как здесь впервые на русском языке приводятся имена и прозвища большинства византийских
мелургов, они даются и на греческом.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|