 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 331
Византии XIII—XV ее.
Поздневизантийское декоративное искусство как бы подводит итоги продолжительного и почти
непрерывного развития художественной обработки различного материала. В некоторых отношениях оно
несходно с наследием предшествующих эпох, несмотря на то что имеет с ним много общего. Период
существования Латинской империи (1204—1261) почти невозможно осознать как отдельный этап в истории
византийского прикладного искусства, поскольку отсутствуют датированные и локализованные памятники. Лишь
отдельные образцы творчества греческих мастеров могут быть по косвенным признакам отнесены к указанному
периоду, причем не всегда совершенно бесспорно.
Во второй половине XIII—середине XV в. заметно расширяются международные, а вместе с тем и
культурные связи Византии. В области прикладного искусства греческие мастера, храня приверженность
традиции, проявляют, однако, удивительную восприимчивость к новым веяниям. В частности, становятся все
более ощутимыми результаты соприкосновения с декоративным искусством Запада и Востока. Процесс этот был
жизненным и плодотворным, ни в малейшей мере не отмеченным чертами какого-либо упадка или деградации.
Византийское искусство искало и находило новые пути, и только конец политической истории (османское
завоевание) положил предел тому, что обещало в недалеком будущем значительные положительные результаты.
Недаром после захвата турками Константинополя в 1453 г. художественные ремесла еще долго сохранялись в
греческой среде, обладали большим потенциалом, накопленным в период расцвета византийской культуры в
XII—XV ее.
Необходимо прежде всего поставить вопрос, насколько благоприятными были общие условия,
сложившиеся в Византийской империи в XIII— XV ее., для развития прикладного искусства. Византийское
искусство эпохи Палеологов развивалось в феодальном обществе. Естественно поэтому, что своими наиболее
высокими проявлениями оно обязано придворной и церковной среде. Эстетические вкусы заказчиков наиболее
наглядно сказывались на характере драгоценных императорских и архиерейских облачений. Об императорских
вкусах можно судить главным образом по портретным изображениям византийских василевсов, равно как и по
изображениям подражавших им болгарских и сербских правителей 1. На {509} некоторых портретах одеяния и
регалии императоров воспроизведены с исключительной детализацией, вплоть до шитых золотом и серебром
узоров на тканях и камней и жемчуга, украшавших короны 2. Церковные облачения XIV—XV ее. представлены
единичными сохранившимися образцами, среди которых центральное место занимают украшенные сюжетным
шитьем три саккоса и епитрахиль с монограммой русского митрополита Фотия 3. Более ранний саккос
московского митрополита Петра (1308—1326) сшит из византийского атласа с сине-голубой основой, по которой
вытканы вертикальные золотые полосы с равноконечными крестами в кругах (Гос. Оружейная палата в Москве).
Некоторые ткани XIV—XV ее. сплошь покрыты вышитыми или вытканными крупными крестами либо
заключенными в медальоны изображениями орлов — излюбленным мотивом декора поздневизантийских
церковных и императорских одежд.
В эпоху Палеологов получает широкое развитие сюжетное золотное шитье, украшающее
преимущественно предметы литургического назначения: плащаницы, служебные покровы, завесы (катапетазмы),
принадлежности облачения. Материалом служили обычно дорогие ткани, в основном однотонные, чаще всего
красного цвета, как правило подложенные полотном. Вышивали шелками, золотыми и серебряными нитями.
Фактура шитья зависела от цвета и частоты расположения шелковых прикреп, стежки которых, связывавшие
металлические нити, образовывали геометрические узоры. Благодаря вкладным надписям известны время
изготов-
Velmans Т. Le portrait dans Tart des Paléologues // Art et société à Byzance sous les Paléologues. Venise, 1971. Р.
91—148, Pl. XXXV—LXIII; Spatharakis I. The portrait in Byzantine illuminated manuscripts. Leiden,
19726.
2 Piltz Е. Kemelaukion et mitra / Insignes byzantins impériaux et ecclésiastiques. Uppsala, 1977.
3 Piltz Е. Trois sakkoi byzantins Analyse iconographique. Uppsala, 1976; Idem. Notes sur le «Petit Sakkos du
Metropolite Photius» // Figura. Uppsala, 1981. N. S. № 19. В живописи церковные облачения в отличие от
императорских одежд обычно переданы более условно (см.: Moran N. К. Singers in Late Byzantine and Slavonic
Painting. Leiden, 1986).
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|