 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 297
первым указал на несоответствие экономического и политического упадка Византии в последний период
существования империи расцвету ее искусства. Определение данного периода византийской культуры как
Палеологовского возрождения указывает и на его своеобразие, и на черты известной ограниченности,
отличающие его от итальянского Возрождения. Аналогичным образом в науке существуют такие уже
установившиеся термины, применяемые по отношению к западному искусству, как Ирландское, Каролингское,
Оттоновское возрождение, так же как Македонское возрождение, характеризующее расцвет византийского
искусства в IX — начале XI в.
По мнению И. Шевченко 2, Палеологовское возрождение — явление, подобное Македонскому и
Комниновскому. Отличие состоит лишь в том, что о Палеологовском мы знаем больше, чем о других периодах в
истории культуры Византии. В связи с тем что основной особенностью культуры этого периода И. Шевченко
считает усиление ее контактов с наследием античности, он относит апогей Палеологовского возрождения к 1280—
1290 гг.
Однако по той причине, что в Византии XIII—XV ее. (в отличие от Италии эпохи Возрождения)
доминирующее положение в духовной жизни занимала религия, можно, на наш взгляд, говорить о наличии там
лишь отдельных элементов Возрождения. Было бы точнее называть этот период Предвозрождением, которое в
отличие от Возрождения еще тесно связано с религией 3, но в нем уже возникают многие явления духовной
культуры, которые в соответствующих условиях могли бы привести к Возрождению 4.
Повышенная эмоциональность, мистический индивидуализм, усиление личностного начала, светских
тенденций в изображении религиозных тем — все это черты, характерные для палеологовского искусства именно
Предвозрождения. Подчеркнутый интерес к «национальному» прошлому, каким для Византии всегда была
античная эпоха, а при Палеологах — {447} интерес и к IX—Х ее.— особенность, связанная с тем историзмом,
который характерен для Предвозрождения в той же степени, что и для Возрождения.
В течение двух веков своей истории палеологовское искусство не было стабильным и однородным.
Зарождение его стилистических особенностей относится еще к концу XII — самом началу XIII в. 5 Вопрос о его
генезисе до сих пор остается одним из самых сложных и малоизученных. Со времени реставрации империи в 1261
г. и вплоть до ее падения в 1453 г. основные художественные принципы византийского искусства претерпевали
изменения. Многообразие школ способствовало интенсивной и разноплановой художественной жизни в эти
годы. Однако при всей стилистической многоликости палеологовского искусства в нем вполне четко
вырисовывается ряд неизменных черт, которые были присущи только ему и которые позволяют говорить о нем
как об определенном и цельном этапе.
Из всех особенностей, которые характерны для палеологовского искусства в одинаковой степени для всех
лет его существования и которые могут быть рассмотрены как основные признаки Предвозрождения, следует
прежде всего отметить возросшую в нем светскость. Она проявилась в трактовке самих религиозных сюжетов.
Неслучайно в это время становятся распространенными изображения сцен трапезы: Брак в Кане, Тайная вечеря,
Троица и др. В этих сценах, появляются элементы натюрморта. Они еще не могут рассматриваться как
самостоятельный жанр — это своего рода микрокомпозиция, включенная в общее построение изображения:
предметы, стоящие на столе, композиционно объединены в единое целое 6.
byzantine au XIVe siècle // Revue archéologique. Р., 1912.
2 Sevcenko I. Théodore Metochites, Chora et les courants intellectuels de l'époque // Art et société à Byzance sous les
Paléologues. Venise, 1971. Р. 15, 17.
3 См.: Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X—XVII ее. Л., 1973. С. 119.
4 Там же. С. 77.
5 Demus О. The Style of the Kariye Djami and its Place in the Development of Palaeologan Art // The Kariye Djami.
Studies in the Art of the Kariye Djami and its Intellectuel Background / Ed. P. A. Underwood. Princeton, 1975. Vol. IV. P.
156.
6 Лихачева В. Д. Художественные функции бытовых предметов в иконе «Троица» Государственного Эрмитажа //
ВВ. 1965. Т. 26. С. 239—247.
Художники стали увлекаться многочисленными бытовыми реалиями, передавая их весьма подробно.
Например, при изображении сцен в интерьере, чтобы указать на то, что действие происходит именно внутри
здания, художники изображают разнообразную мебель, хотя архитектура воспроизведена здесь же в
экстерьерном виде. От типа этой мебели, ее декора и
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|