 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 273
Григорий Кипрский пишет, что по причине бедности он переписывал большое количество книг, хотя и
не был искусным писцом. Позже для него копировали рукописи профессиональные писцы и его ученики. При
этом требования к эстетическому оформлению книги были у Григория очень высокими. В письме к Иоанну
Ставрикию в Фессалонику, изготовившему копию трудов Платона на широких листах старой, неровной бумаги,
он пишет, что предпочел бы бросить копию в огонь или в воду, чтобы ее не было среди его книг 34.
Некоторые византийские интеллектуалы получали удовольствие и от занятия каллиграфией, как, к
примеру, племянница Михаила VIII Феодора Раулена, которая вряд ли испытывала когда-либо финансовые
затруднения (ею написаны Cod. Vat. gr. 1899). Любопытно, что Иоанн Хортасмен полтора века спустя после
смерти Феодора II Ласкариса идентифицировал руку императора в одной из рукописей.
Значение поздневизантийского образования выходит далеко за рамки византийской культуры.
Византийские ученые, переселившиеся на Запад, главным образом в Италию, принесли с собой и традиции
греческой образованности. Исследователи отмечают, что обучение и интерес итальянских гуманистов были
больше связаны с византийской дидактической традицией, чем с западными предшественниками гуманистов —
схоластами, особенно в отношении методов преподавания, экзегезы и восприятия корпуса дисциплин в
византийской культурной традиции, переданной греческими эмигрантами 35.
Исследователи полагают, что деятельность Аргиропула (он преподавал греческую философию во
Флоренции в 1456—1471) и его интерес к неоплатонизму сместили акценты флорентийских гуманистов от
риторики к метафизической философии, особенно к платонизму 36. Отражая византийское понимание
целостности культуры, связанное с традициями е;уник)аос жоиоеЮо, Аргиропул преподавал греческую
философию в единстве, начиная с досократиков, пифагорейцев и переходя к Сократу, Платону и Аристотелю.
Большое значение для культуры Возрождения имела и переводческая деятельность византийских
эмигрантов, благодаря которой западные гуманисты впервые познакомились с греческой философией,
стоицизмом и эпикурейством, трагиками и Аристофаном, лирической поэзией Пиндара и Феокрита, греческими
историками и риторами. Благодаря византийским эмигрантам элементы культуры палеологовской Византии
стали органической частью итальянского Ренессанса. {411}
18
Византийская эстетика в
XIII—XV ее.
Для последнего периода византийской культуры в целом характерно тяготение к стабилизации как
своего художественно-эстетического облика, так и эстетических идей и представлений. Все компоненты
эстетического сознания византийцев предшествовавших времен находим мы и у их последователей в XIII—XV ее.,
разве что в менее энергично выраженных формах, с налетом некоторого академизма. На поздней византийской
эстетике отразилась и общая тенденция к поляризации умственных движений в культуре палеологовского
времени: распределение духовных сил между гуманистами, объективно тяготевшими к секуляризации культуры,
и исихастами, проповедовавшими индивидуальный путь мистического деления, далекий от всего мирского,
земного, преходящего.
Из трех потоков эстетического сознания, достаточно отчетливо существовавших в IX— XII ее., теперь,
пожалуй, имеет смысл говорить только о двух: антикизирующем и монастыр-
34 Constantinides С. N. Ор. cit. Р. 46.
35 Kristeller Р. О. Italian Humanism and Byzantium // Renaissance Concept of Man and Other Essays.
N. Y36., 1972. Р. 75.
36 Geanakoplos D. Italian Renaissance Thought and Learning and the Role of Byzantine Emigres Scholars in
Florence, Rome and Venice: a Reassessment // RSBS. 1983. Т. 3. Р. 140.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|