 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 268
рия Кипрского). Около 1284 г. он получил новое назначение — стал великим сакелларием — и отправился в
родной город Фессалонику, где провел остальную часть жизни (он умер после 1310 г.).
Константинидис идентифицирует Иоанна Педиасима с великим сакелларием митрополии Фессалоники
Иоанном Пором 16. Если эта идентификация верна, Педиасим представляется одним из популярнейших
учителей этого города. Его интересы разнообразны — мифология и поэзия, математика и философия, право и
медицина. Ему принадлежат сколии к Аристотелю. В Фессалонике он нашел благоприятную атмосферу для
своей деятельности. Здесь в то время жили и работали замечательные ученые: Фома Магистр, Димитрий
Триклиний, хартофилак Ставрикий, правовед Георгий Фобен.
Появление многих учителей, которые могли преподавать курс высшего образования, свидетельствует о
большом стремлении к знаниям. 'Букг к)аос лшоеиа рассматривалась теперь как недостаточная для чиновников
государственного аппарата — требовалось специальное изучение риторики. Многие молодые люди, получившие
образование, не могли найти применение своим способностям в столице — государство было не в состоянии
принять их всех на службу. Некоторые пытались искать счастья у других правителей. Так, Константин Лукит,
ученик Иртакина, нашел {403} место при дворе Алексея II в Трапезунде. Получив должность протонотария и
протовестиария, он, кроме того, занимался преподаванием 17.
Но конкуренция и ухудшившееся положение столичных учителей способствовали их отъезду из столицы
в Фессалонику, Трапезунд, несколько позже — в Мистру. Это способствовало распространению образования и в
провинции.
В последнее столетие существования империи влияние западной культуры на образование, как и на
многие другие сферы духовной жизни, становилось все более значительным. С конца XIV в. увеличился приток
иностранцев с Запада. Многие итальянцы приезжали в Константинополь, чтобы под руководством византийских
учителей изучить греческий язык и литературу. «Никто из латинян не может считаться достаточно
образованным, если он не учился некоторое время в Константинополе»,— писал Эней Сильвий Пикколомини 18.
Византийские школы в тот период находились в зените славы. Большой популярностью в столице
пользовалась школа Мануила Хрисолора. После отъезда во Флоренцию, куда он был приглашен для
преподавания греческого языка и литературы, школу возглавил его племянник Иоанн Хрисолор. Здесь учились
итальянские гуманисты Франческо Филельфо и Гуарино. В одном из писем к Виссариону Никейскому Филельфо
называет свою школу universitas litterarum et scientiarum.
О судьбе императорской высшей школы в тот период известно немного. В начале XV в. ее возглавил
Георгий Куртесис, больше известный под именем Схоларий. После судебной реформы Андроника III школа
находилась не в ведении логофета, а под надзором одного из четырех главных судей. Схоларий, один из них, был
одновременно и официальным дидаска-лом 19. Его прозвище Схоларий — свидетельство того, что он был
популярным учителем. Однако об этой стороне его деятельности сохранилось немного сведений. Известно, что он
владел латынью и знал сочинения западных богословов, особенно Фомы Аквинского. В письме к Марку
Эфесскому Схоларий сообщает, что в философии и богословии он самоучка. До назначения «вселенским судьей»
он имел школу в собственном доме, где обучал как греков, так и итальянцев 20. Видимо, в тот период он и
приобрел известность, но после поездки на Флорентийский собор, где Схоларий выступил на стороне униатов,
его положение переменилось. Через некоторое время должность судьи и попечителя школы была передана
Иоанну Аргиропулу.
Аргиропул представлял поколение византийских ученых, чья жизнь и деятельность были тесно связаны с
Италией. После возвращения с Флорентийского собора он, видимо, стал частным учителем. В 1441 г. в возрасте 31
года Аргиропул вернулся в Падую, где давал уроки греческого языка и одновременно учился в Падуанском
университете. Михаил Апостолий,
16 Constantinides С. N. Op. cit. P. 121.
1178 Ibid. Р. 109.
18 Schemmel F. Die Schulen von Konstantinopel vom 12.—15. Jahrhundert // Berliner Philologische
Wochenschrift. 1925. Bd. 25, № 8. S. 238.
19 Bréhier L. La civilisation byzantine. Р., 1950. Р. 486.
20 Petit L: Sideridès X., Jugie M. Oeuvres complètes de Géorges Scholarios. Р., 1928. Т. 1. Р. IX—X.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|