 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 261
XIV в). Далее идет описание Иерусалима. Оно начинается с Храма Гроба Господня (как и в других записках
пилигримов, за исключением рукописи из монастыря св. Дионисия). Описывается главный храм, Голгофа, храм с
гробницей Мельхиседеки, столп, у которого бичевали Христа, место обретения Креста Господня и колокольня.
Затем — Святая Святых, дом Иоакима и Анны, Овчая купель, дом Пилата, дом Кайафы и Преторий. За
пределами иерусалимских стен — крепость, или Домы царя Давида, затем — гора Сионская, колодец Иакова,
Силоамская купель, гроб Иакова и место самоубийства Иуды, Гефсимания с храмом Богородицы, Елеон-ская гора
(место Вознесения Христова) и Кана Галилейская. Далее — Вифания, дорога в Иерихон и Иордан. Другая дорога
из Иерусалима, мимо монастыря св. Саввы, ведет в Вифлеем. Здесь особенно детально рассказывается о главном
вифлеемском храме. Следует описание Синая: монастырь св. Екатерины, церкви, гора Законная с
многочисленными кафисмами. Наконец, говорится о г. Раифа с монастырем Предтечи.
Данная схема вырабатывалась на протяжении всего поздневизантийского периода. Более жесткая при
характеристике Иерусалима и Синая, в иных случаях допускающая варианты, она, конечно, явилась фактом не
только чисто литературной жизни. Очевидно, в эти столетия сложился достаточно четкий стереотип поведения
паломника в Святой Земле и было заранее известно, что и в каком порядке следует смотреть. Но если говорить о
жанре «проскинитари-ев», то в его рамках к XV в. сформировались два стандартных путеводителя — по
Иерусалиму и по Синею. Их элементы, повсеместно встречаются в памятниках более ранних, чем
«Душеспасительный рассказ», и полностью содержатся в самом «Душеспасительном рассказе»; под их влиянием
находятся памятники более поздние, а таковых немало (среди них — еще одно произведение, появившееся в XV
в.: «Путешествие по Святым местам Даниила, митрополита Эфесского», не менее восьми анонимных греческих
описаний «Святой Земли» и Синая, созданных в XVI в., ряд описаний XVII в.). Под несомненным византийским
воздействием уже в XIII—XV ее. создаются славянские итинерарий пилигримов, в том числе рассказ о
путешествиях св. Саввы, архиепископа сербского (вторая четверть XIII в.), русское «Хождение архимандрита
Агрефенья» (70-е годы XIV в.). Отмечу, что в «Хождение» включен итинерарий классического типа — перечень
населенных пунктов от Москвы до Синая с расстояниями между ними. Этот же итинерарий с некоторыми
изменениями составляет самостоятельное произведение, известное как «Сказание Епифания Мниха о пути к
Иерусалиму». Оба текста в своей византийской части основаны на греческих итинерариях паломников 55.
Дошедшие до нашего времени болгарские проскинитарии для путешествующих в Палестину — «Слово о местах
святых еже в Ерусалиме», сохранившиеся в Бдинском сборнике 1360 г. 56, и «Описание святых {393} мест в
Палестине», приписываемое Константину Костенечскому 57,— также опираются на греческие прототипы
(впрочем, до сих пор не обнаруженные) 58. Использовал греческие итинерарии и диакон Арсений Солунский,
болгарин по происхождению, описавший в XIV в. свое паломничество в «Святую Землю» 59.
Итак, итогом развития жанра проскинитариев в XIII—XV ее. стала выработка четкого стереотипа
описания «Святой Земли», зафиксированного в значительной группе памятников и оказавшего влияние на
дальнейшую литературную традицию как в Греции, так и за ее пределами.
В последний период своей эволюции византийская географическая мысль продолжала двигаться по
пути, проложенному в предшествующие эпохи. При этом, как и прежде, перед византийской географией стояли
две главные цели: сохранение античного наследия и удовлетворение конкретных, практических потребностей
общества в достоверной географической информации. Стремясь к достижению первой цели, византийцы
изучали Птолемея и Страбона,
См.: Хождение архимандрита Агрефенья обители Пресвятые Богородицы / Под ред. арх. Леонида // ППС.
СПб., 1896. Т. XVI, вып. 3. С. 1—2; Сказания Епифания Мниха о пути к Иерусалиму / Под ред. арх. Леонида // ПСС.
СПб., 1887. Т. V, вып. 3. С. 1—6.
56 Bdinski sbornik. An Old Slavonic Menologium of Women Saints (Gent University Library. Ms. 408 A. D.
1360) / Ed. J. L. Scharpé, F. Vyncke. Intr. E. Voordecker. Bruges, 1973. P. 235—242.
57 Оно представляет собой одно из приложений к его «Отрывкам по космографии и географии». Сохранилось
в Ловчанском сборнике XVI в. См.: Ангелов Б. Из старата българска, руска и сръбска литература. С., 1967. Кн. 2. С.
194—196.
58 См.: ЧоловаЦв. Естественнонаучните знания в средневековна България. С., 1988. С. 228—230.
59 См.: АдриановаВ. П. Хождение Арсения Солунского // ИОРЯС. 1919. Т. XVIII, вып. С. 195—224.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|