 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 241
ставляющих ее. Оппозиция же тяжести служит упорядочению четырех элементов в космосе. Анализ сочинений
Хумна показывает, что его мышление в сфере физики, хотя и свидетельствует о некоторых заимствованиях у
Платона, тем не менее статично и целиком покоится на качественной физике Аристотеля 16. Метохит упрекает
своего противника в незнании Платона, в упущении одной из важнейших его посылок — количественного
аспекта теории элементов, что в конечном счете является следствием недооценки значения математики. Критика
Метохи-та открывает важные перспективы, реализованные наукой, однако лишь в начале XVII в., когда были
предприняты попытки решения проблем, поставленных новыми открытиями в области астрономии, которые
сразу же выдвинули математику на передний план.
Таким образом, эта идея Метохита была своего рода провозвестницей научной революции XVII в.,
значительно расширившей применение математических методов в изучении физического мира. Однако
Метохит, кажется, не отдавал себе отчета в своем предвидении. Эта мысль — скорее удачный образец полемики и
воспроизведение плодотворной идеи платонического мышления, к тому же не проведенной последовательно в
других трудах Метохита, в частности в комментариях к сочинениям Аристотеля.
Занятия Метохита астрономией были продолжены его учеником Никифором Григорой. Подобно
многим своим современникам, он был широко образован, и предметы квадривиума более всего привлекали его
внимание. Григора не оставил каких-либо значительных трудов по математике, но, несомненно, был сведущ в ней,
поскольку она составляла основу занятий гармонией и астрономией, которые благодаря его работам были
подняты на новую ступень.
Духовная атмосфера того времени хорошо отражена в диалоге Григоры «Флорентий». Автор описывает
литературные обычаи своего времени, показывает направление научных интересов. Проблемы, затронутые в
диалоге, были, несомненно, живыми вопросами времени, волновавшими общество и разделявшими мыслителей
на партии. В споре двух философов, под которыми автор подразумевает ученого монаха Варлаама Калабрий-
{364}ского (в диалоге он назван Ксенофаном) и себя (под именем Никагора), решаются научные проблемы,
столкнувшие византийских и западных ученых. Примечательно, что состязание сторон начинается с предметов,
относящихся к области астрономии: указав на гороскоп, Никагор предлагает Ксе-нофану определить час дня и
положение планет по отношению к зодиаку (Greg. Fior. P. 87). Неуклюжий ответ Ксенофана вызывает
единодушный хохот всего собрания.
Варлаам Калабрийские обучался в Италии, поэтому, несмотря на свое греческое происхождение, автор
воспринимал его как представителя западной образованности. Каких бы вопросов ни касался в споре Никагор,
его противник всякий раз оказывался в затруднительном положении. Особенно очевидным его невежество
оказалось в астрономии. Для Никифора это неудивительно: ведь Ксенофан воспитывался у латинян, которые
«лишь кончиками пальцев касаются внешней двери образованности». Они не изучают ни астрономии, ни
большинства других видов мудрости, находящихся в расцвете у эллинов (Ibid. Р. 96).
Отношение византийских интеллектуалов к латиноязычной образованности в раннепа-леологовский
период было пренебрежительным. Этому способствовали и недавнее латинское завоевание, и неутихающие
споры вокруг унии церквей. Западноевропейская духовная культура долгое время находилась в стороне от
внимания византийских ученых. Самосознание византийцев, считавших себя единственными полноправными
наследниками эллинских традиций, слишком долго не допускало мысли, что варварский Запад способен
самостоятельно развивать эти традиции и создать свою высокую культуру. Катастрофа 1204 г. укрепила
антилатинские настроения. Тем не менее контакты с латинским миром, расширявшиеся в силу исторических
обстоятельств, не остались бесследными для византийской культуры.
Одним из важнейших путей проникновения латиноязычной образованности в греческий мир было
появление на Балканах францисканцев и доминиканцев, развернувших свою деятельность в захваченном
латинянами Константинополе. После реставрации империи при Палеологах латинские монахи были выселены
из столицы, однако к началу XIV в. они вновь там обосновались 17. Двуязычные представители этих орденов, среди
которых были и лица греческого происхождения, играли важную роль в делах, связанных с унией. Через них
низан
Verpeaux J. Nicéphore Chumnos, homme d'état et humaniste byzantin. Р., 1959. Р. 161. 17 Tinnefeld F. Das Niveau der
abendlândischen Wissenschatt aus der Sicht gebildeter byzantiner im 13. und 14. Jahrhunderten // BF. 1979. Bd. VI. S. 264.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|