 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 237
побережье Черного моря, а также деревни и города расположенные в Фессалии, и города на Пропонтиде.
Чрезвычайно характерны слова, с которыми, если верить Дуке, султан проводил послов императора: «Отныне я
есть и буду подданным его (императора), как сын по отношению к отцу» (Ducas. XX. 1).
Разумеется, византийские императоры были далеки от идеализации своих отношении с турецкими
султанами. Их дипломаты зорко следили за тем, что делалось в турецкой зоне восточных провинций особенно в
зоне складывавшегося османского государства, регулярно посещали двор султана, завязывали полезные связи,
отнюдь не брезгуя подкупом постоянно сеяли вражду между многочисленными претендентами на турецкий
престол. Послы Мануила II, отправленные в конце 1409 г. в Венецию, указывали на «представившийся случай
поссорить обоих султанов (Сулеймана и Мехмеда) и спасти тем самым империю», для чего они просили о
поставке восьми гилей, которые должны были соединиться с двумя греческими судами и преградить сообщение
между Европой и Азией 52. В послании императора Иоанна VIII в Венецию от февраля-марта 1430 г. также
указывается на то, что «лучшее средство для защиты от османов — это поссорить их между собой» 53. Эту цель
дипломатия империи преследовала постоянно: так, перед отъездом Мануила II в западные страны было
отправлено посольство к Тимур-Ленку, чтобы подстрекать его против Баязида I 54. С этой же целью императоры
охотно принимали неудачных претендентов, изгнанных турецких князей (один из них, младший сын Баязи-да I
Юсуф, найдя убежище при дворе византийского императора был даже обращен в христианство и при крещении
наречен Димитрием 55), чтобы в нужный момент выставить своего кандидата на освободившийся турецкий
престол или выдвинуть опасного соперника. Осенью 1416 г. к султану Мехмеду I было отправлено послание, в
котором император отказывался выдать брата султана (Мустафу) и его свиту, бежавших в Фессалонику. «Я, как ты
хорошо знаешь,— говорит император,— обещал, что {358} буду отцом тебе, ты же — сыном мне. И если мы оба
будем верны обещаниям — тут тебе и страх Божий, и соблюдение заповедей. Если же уклонимся от них — вот
уже и отец окажется предателем сына и сын будет называться убийцей отца. Я-то сохраню клятвы, а вот ты не
желаешь этого. Пусть карающий несправедливого Бог будет справедливым судьей. Относительно же беглецов
нельзя ни говорить, ни ушами слышать о передаче их в твои руки, ибо не царское это дело, но тираническое»
(Ducas. XXII.5).
Широко практиковалось воспитание сыновей султанов при константинопольском дворе. Разумеется, со
стороны византийцев прилагались все силы к тому, чтобы воспитать их в духе преданности империи и
одновременно использовать в качестве заложников. Первая же попытка нового султана Мурада II (1421—1451)
упразднить этот институт вызвала резкий дипломатический конфликт. Примерно в июне 1421 г. к Мураду II в
Бруссу было отправлено посольство в составе Палеолога Лахана и Теолога Коракса, с тем чтобы утешить султана в
связи со смертью его отца, поздравить с вступлением на престол и потребовать, чтобы султан отдал младших
детей Мехмеда императору, которого Мехмед в своем завещании назначил опекуном. «Если же он не отдаст и не
пожелает следовать древнему закону, установленному предками, то у императора есть соперник, которого он
поставит правителем Македонии, Херсонеса и всей Фракии, а затем — Азии и всего остального Востока».
Показателен ответ султана, переданный послам через визиря Баязида: «Нехорошо и противоречит предписаниям
пророка то, что дети мусульман воспитываются и обучаются у гяуров. Но если император хочет, пусть имеет
нашу любовь и пусть остается в соответствии с прежними договорами другом и отцом этих сирот, за
исключением того, что касается опекунства. С требованием же содержать у себя и воспитывать детей согласиться
невозможно» (Ducas. XXIII.4).
С воцарением Мурада II в отношениях между византийским императором и турецким султаном
наступили глубокие перемены. Восстановив государство турок, новый султан вернулся к агрессивной политике
Баязида. Осадой и штурмом Константинополя в 1422 г. начался последний период агонии Византийской
империи 56.
52 Ibid. N 3327.
53 Ibid. N 3426.
5545 Ibid. N 3278.
55 Жуков К. А. Указ. соч. С. 152. Примеч. 93.
56 Ostrogorsky G. Geschichte des byzantinischen Staates. Munchen, 1965. S. 482; Vasiliev А. А. History of
the Byzantine Empire. Madison, 1952. Р. 640.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|