На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 210

протагонисты оплакивают погибших во время бури Федроказу и других слуг. Гибель верных слуг, деливших с героями беды и невзгоды,— драматическая нота, подобная той, какая в романе Никиты Евгениана звучит в связи с гибелью второй пары возлюбленных. Как в «Дросилле и Харикле», сцена смерти создает контрастный фон обретенному наконец счастью героев, их возвращению на родину, безмерной радости родных и друзей, бракосочетанию, празднику любви и верности. По сравнению с «Каллимахом», основанным на сказке, «Велтандр» — «более литературный этап» в развитии греческого романа, что проявляется прежде всего в структуре произведения, органично связанной с художественным мировосприятием и эстетикой автора. Вернемся к сцене, в которой влюбленные, потерявшие друг друга, мечутся вдоль противоположных берегов реки, сопровождаемые птицами. Картина движущихся попарно вдоль берегов существ отнюдь не случайна в образно-эстетической системе романа, в склонности автора к своеобразному геометризму, который проявляется и в описании фантастических фигур, квадратно-сферических форм во дворце Эрота, и в системе чисел, и в символике. Основное, по существу единственное, число «Каллимаха и Хрисоррои» — «три», вполне соответствующее фольклорному принципу «утроения» (3 брата, 3 дня, 3 евнуха и т. д.). Фундаментальное число «Велтандра» — «два». Второй элемент системы — комбинация двух и трех: 2 сына, 2 года и 2 месяца, 4 сторожа, 24 преследователя, 40 невест, 3 слуг Велтандра, которых к концу, когда к ним присоединяется погибающая вместе с ними Федроказа, уже 4. И далее: 5 дней поисков влюбленными друг друга, 5-кратное перемещение вдоль реки, 5- дневный путь возвращения на родину, 10 месяцев от свидания до побега, 15 дней от решения о побеге до побега, 10 стратиотов. В Антиохии Велтандр проводит 2 года, 2 месяца и еще 10 месяцев, т.е. 3 года. В данных числах можно усмотреть определенную символику: 40 невест — число ожидания, испытания; 5- дневный путь и соединение после 5-кратного перемещения вдоль реки — символика гармонии и союза и т. д. Система чисел, эстетика геометризма и симметрии выявляются, наконец, в художественной форме романа, в его структуре. Развитие действия в «Велтандре» столь же прямолинейно, как и в {320} «Каллимахе»: повествование следует пути героя, последовательность сцен соответствует естественной хронологии эпизодов, сюжет совпадает с фабулой. Иначе построен третий, самый большой по объему роман «Ливистр и Родамна» (свыше 4000 строк). Он основан на переплетении рассказов, чередовании повествовательных планов с контрастными сопоставлениями, эмоциональным многообразием, нюансировкой. Наслоение рассказов (рассказ в рассказе) доходит иной раз до совмещения 6—7 повествовательных планов. В этом отношении греческому рыцарскому роману свойственна та же эволюция, что и античному роману (от Харитона до Гелиодора) и сходным художественным процессам в других литературах 13. Ливистру, как и Велтандру, любовь внушает Эрот, являющий ему во сне образ прекрасной Родамны — дочери царя Хриса. После двухлетних скитаний Ливистр подходит к Ар-гирокастрону — серебряному дворцу Хриса — и располагается перед ним на расстоянии, позволяющем видеть появляющуюся на башне Родамну. Ливистр пытается привлечь внимание красавицы, вызвать ответное чувство любовными письмами, посылаемыми с помощью стрел. Сопротивление гордой красавицы (orgueilleuse d'amour французского романа) в конце концов сломлено, и она тоже берется за перо. Ее первое послание проникнуто высоким, «космическим» пафосом: «К небу взывала я, клялась облакам, земле и воздуху, что никогда не склонюсь перед силой любви. Теперь же вижу, что гордыня моя сломлена, что свободная доныне становлюсь рабой твоих желаний». Ливистр, взволнованный письмом, подхватывает ее слова, вторя им: «Клянешься небу и облакам.... Но ведь ты сама частица этого неба, рожденная облаками и опустившаяся на землю с небес!» Царю Хрису, который прочит Родамне в мужья египетского царя Вердериха, Ро-дамна решительно заявляет, что любит Ливистра, и тут же предлагает идею поединка между соперниками. 13 Ср., например, французский средневековый роман, где построение по принципу переплетения линий повествования — также результат эволюции; см.: Payen J. C. Op. cit. Р. 79.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes