 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 201
явно устаревших для XIV в. Не наблюдается и стремления компилятора ни к приспособлению языка источников
к нормам современного ему греческого языка, ни к унификации терминологии, ни даже к улучшению и
исправлению испорченного текста некоторых распоряжений. Они переносятся в «Шестикнижие», как правило, в
той форме, которую имеют в использованных Арменопулом источниках, но только в сильно сокращенном и
упрощенном, освобожденном от всякой риторики виде. Эта лаконичность и точность выражения, абстрактность
мысли, заключенной в распоряжении, его повелительный тон сближают, по мнению некоторых ученых 15,
«Шестикнижие» с юридическими гражданскими кодексами нашего времени, делают его их предшественником.
Сказанное еще в большей мере относится к отмеченной выше системе расположения материала, которая не
похожа ни на один прежний законодательный сборник. Освободившись здесь от всякой зависимости от его
источников, и в частности от основы своего труда — Прахи{307}рона, Арменопул становится предшественником
системы, которую предстояло выработать юридической науке Запада спустя пять веков,— системы пятичастной
классификации гражданского права (общие принципы, имущественное право, обязательственное право,
семейное право и право наследственное) 16.
Очевидно, именно в этом прежде всего ключ необычайной популярности «Шестикни-жия» на
протяжении веков у разных народов, хотя несомненны и другие причины: компактность, удобство, ясность,
доступность в сочетании с достаточной полнотой юридического материала обусловили жизнеспособность
арменопуловского труда, отвечая, по-видимому, каким-то новым явлениям и веяниям реальной жизни. Но с чем
решительно нельзя согласиться, так это с утверждением, что в труде Арменопула «гражданское частное право
отделено от канонического» 17. «Вселенский судья» Константин Арменопул не мог ставить перед собой такой
цели. Его задача была как раз противоположной и состояла в соединении двух законодательств, а не в
разъединении их. Наличие в тексте компиляции специального титула «О завещании епископов и монахов»,
титула «О рукоположении епископов и пресвитеров», целиком относящегося к чисто каноническим вопросам, а
также других распоряжений церковно-правового происхождения свидетельствует именно об этом.
Конечно же, не в каждом сочинении Арменопул ставил перед собой вышеизложенную задачу, и в этой
связи представляется необходимым подробнее осветить вопрос о другом значительном юридическом труде
Арменопула, традиционно остающемся в тени «Шестикни-жия»,— о его «Эпитоме божественных и священных
канонов» 18. Труд — сугубо канонический, благодаря которому его автор заслужил данную ему патриархом
Филофеем характеристику продолжателя дела Вальсамона. Но и здесь Арменопул отходит от глоссирования как
чисто средневекового метода в интерпретации текстов и предлагает свой опыт кодификации канонов. Как и
«Шестикнижие», «Эпитома» состоит из шести разделов, в свою очередь делящихся на титулы. Первый из этих
разделов трактует вопросы избрания и поставления епископов, второй — об избрании и наставлении
пресвитеров, диаконов и иподиаконов, третий — о прочих чинах клира, четвертый — о монахах и монастырях,
пятый — о мирянах-мужчинах и шестой — о мирянах-женщинах. Как и «Шестикнижие», «Эпитома» была
снабжена особым предисловием, но в отличие от «Шестикнижия», где Арменопул указывает непосредственно
использованные источники, в «Эпитоме» он этого не делает, ограничившись ссылкой на основные источники
канонического права (каноны синодов, «апостольские» каноны, каноны отцов церкви). Метод работы по отбору и
эпитомированию материала тот же самый, что и в «Шестикнижии», о чем свидетельствуют так называемые Loci
gemini в том и другом сочинениях: за некоторыми {308} незначительными исключениями, текст подвергнутых
эпитомиро-ванию правил буквально совпадает с теми местами, откуда он заимствован.
Мариоакпс Г. Е. 'О 'АрцеѵбпогЛос каи;' л;' техѵикп;' тоиЗ 5икаиои // Толос Ксоѵотаѵтиѵои
'АрцеѵопоиЗХогх ФееоаХоѵикп, 1952. E. 101.
16 Питоакпс К. Г. Op. cit. E. цу. Ср.: Мариоакпс Г. Е. Ор. cit. E. 101; H. Зворонос, напротив, говорит о
«трехчастной концепции права», которую Константин Арменопул («отец современных романистов») разработал
и которую использовали юристы новейшего времени. См.: SvoronosN. Storia del diritto e delle
istituzioni // La civiltà bizantina dal XII al XV secolo). Roma, 1982. Р. 200.
17 Питоакпс К. Г. Ор. cit.
18 Perentidis S. Édition critique et commentaire de rEpitomé des saints canons de Constantin
Harménopoulos. P., 1981.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|