 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 190
Несмотря на то что по долгу службы автору приходилось отстаивать перед османами интересы западных
пришельцев, к которым он относился весьма критически 41, он сохранил сознание своей принадлежности к ви-
{291} зантийскому миру. Дуку считают самым ортодоксальным из поздневизантийских историков 42. Ему присуще
искреннее уважение к византийским институтам, безусловная поддержка государства в его отношениях с
церковью, чувство превосходства ромеев перед другими народами, которых «Всевышний карает за выступления
против империи» (Ibid. VI. 2). Однако идея богоизбранности ромеев в политической ситуации XV в. выглядела
уже анахронизмом. Во всяком случае, Дука передает распространенное во время османской осады пророчество о
предстоящей гибели Константинополя как искупительной жертвы во имя спасения остальных христианских
народов (Ibid. XXXVIII. 13). Иначе говоря, греки для автора — отнюдь не весь христианский мир, а только часть
его.
Видение мира историка основано на идее строгой моральной упорядоченности, на вере в справедливость
Всевышнего 43. Движущая сила истории — божественный Промысл, но он соединяется в историческом сознании
автора с признанием роли субъективного фактора в истории, с рациональным подходом в объяснении отдельных
событий. По мысли Дуки, перемены в исторической судьбе Византии — дело Провидения, но причины их — в
столкновениях земных интересов: в клятвопреступлении, меркантильности, отсутствии единства, политической
близорукости и т. п.
Зачатки исторического прагматизма проявляются у Дуки не только во взгляде на историю как
соединение усилий человека и божества, но и при рассмотрении религиозных вопросов в политическом ракурсе,
в осторожном отношении к устным источникам, критической оценке действий личности и социальных групп,
надежде на возможность изменения хода дел усилиями людей.
Еще более прагматический взгляд на историю демонстрирует современник Дуки писатель Михаил
Гермодор Критовул (? — после 1467), который родился и провел большую часть своей жизни на острове Имврос.
Он был выходцем из известной и богатой семьи, что позволило видному гуманисту Чириако из Анконы,
посетившему остров в 1444 г., назвать сопровождавшего его историка знатнейшим имвриотом (Critob. Р. 10).
Критовул являлся автором нескольких богословских сочинений. Он принимал деятельное участие в
политической жизни родины. После завоевания Константинополя, когда архонты и правители Имвроса бежали
на более отдаленные острова, историк стал во главе партии конформистов. В 1456 г., во время экспедиции
военного флота папы с целью возвращения островов Эгейского архипелага под власть итальянцев, он возглавил
антилатинское движение и вел переговоры о сдаче острова османам. После окончательного захвата турками
островов в 1466 г. судьба историка не ясна. Вероятно, он перебрался в Константинополь: во время страшной чумы
в городе летом 1467 г. он был там. Возможно, здесь он и получил заказ от султана описать историю его деяний.
Видимо, Мехмед остался недоволен сочинением Критовула, так как оно не получило распространения и долгое
время оставалось неизвестным. {292}
Труд Критовула состоит из пяти глав и охватывает период с 1451 по 1467 г. История снабжена двумя
введениями: первое — в виде длинного письма-посвящения султану, из которого можно заключить, что
произведение посылалось ему на просмотр; другое — в форме предисловия к сочинению, где автор сообщает о
намерении написать в дальнейшем более раннюю историю османов, чтобы показать причины их превосходства
над другими народами. Рукопись имеет пропуски, исправления и надписи на полях. Написано сочинение сухо и
однообразно, много общих фраз, заметно подражание Фукидиду в стиле и композиции, в архаизации языка.
Мехмед II Завоеватель представлен мудрым правителем, любителем философии, покровителем наук и искусства,
защитником торговли и мореплавания. Критовул восхваляет его заботы о развитии кораблестроения,
строительстве дорог и портов и т. п. Протурецкая ориентации автора объясняется близостью историка к торгово-
ремесленной прослойке греческой знати 44, со-
41 Красавина С. К. Политическая ориентация и исторические взгляды византийского историка XV в.
Дуки // Проблемы всеобщей истории. Казань, 1967. Т. 1. С. 269—270.
42 Turner С. J. G.. Pages from Late Byzantine Philosophy of History // BZ. 1964. Bd. 57, fasc. 2. S. 346—
3734.3
43 Красавина С. К... Мировоззрение и общественно-политические взгляды византийского историка
Дуки // ВВ. 1974. Т. 34. С. 105.
44 Удальцова З. В. Предательская политика феодальной знати Византии в период турецкого завоева-
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|