На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 179

две части, время от времени слышались голоса в пользу необходимости объединения братьев-христиан. Хотя эти мнения воплощались обычно в идее унии церквей, речь шла прежде всего об отношениях православных и католиков в политической сфере. Идея унии была, по сути дела, идеологической вуалью, прикрывавшей развитие политических связей Византии как с римским папой, так и с западными странами в целом. Новый импульс прозападной ориентации был дан в 60-е годы XIV в., когда резко осложнилось внешнеполитическое положение Византии. Турки угрожали уже не границам, а самой столице империи. В 1361 г. они {276} взяли Дидимотику, в 1362 г.— Адрианополь. На этом неблагоприятном для Византии политическом фоне объявление Урбаном V намерения перенести папскую резиденцию из Авиньона в Рим демонстрировало усиление международного авторитета престола св. Петра. Глава католического мира для большего упрочения своего положения после многих десятилетий «авиньонского пленения» был не прочь объединить под эгидой Рима и восточнохристианскую церковь. Византийское правительство усмотрело в этой позиции папы гарантию предоставления военной помощи Византии со стороны западных государств 50; Димитрий Кидонис представлял тех немногих, кто начал склоняться к признанию приоритета (в том числе и политического) не восточнохристианской, а именно западной церкви над всей ойкуменой. Кидонис писал в 1353 г.: она «первенствует над всеми народами вплоть до Гадиры» (т. е. Кадиса), вершит власть над Галлией, Испанией и Германией на севере, которые, как говорят, числом превосходят всех остальных христиан, вместе взятых. Она распространяется на запад до океана и дает законы людям больших островов... Она посылает учителей истинного богословия вплоть до границ ойкумены, во всем законодательствует относительно божественных и человеческих сочинений, таким образом, она повсюду стала прита-нием мира и мудрости, матерью-повелительницей по отношению ко всем» (Ibid. Р. 372. 90— 95; 373. 11—15). Однако реальная ситуация вопреки обещаниям папы складывалась не в пользу Византии. Практическую помощь империи стремился оказать только король Кипра Петр I, но возможности его были крайне ограниченны. Переговоры с Венгрией не дали желанных результатов по созданию объединенного войска западных государств. Самые крупные из европейских государств — Франция и Англия — уже несколько десятилетий пребывали в состоянии затянувшейся Столетней войны. Переговоры же в Венгрии были поставлены под прямой контроль со стороны папы; условием будущего крестового похода против турок Урбан V ставил переход греческого народа в католичество 51. Европейский мир не осознавал в полной мере ту опасность, которая может последовать для народов Центральной и Юго-Восточной Европы в случае поражения империи. Вопрос об унии оттеснял на задний план задачи сохранения мира и безопасности в Европе в условиях натиска со стороны османов. Папская канцелярия отправила письма греческому народу и отдельным лицам (сыновьям императора, императрице Елене, Иоанну Кантакузину, патриархам константинопольскому и иерусалимскому), склоняя их к союзу с римской церковью. Понимая, что переход в католичество может подтолкнуть и убыстрить подготовку общего войска для отпора наступлению османов, пролатински настроенные византийцы пришли к выводу о неизбежности этого шага. Католиками стали Димитрий Кидонис и Иоанн Ласкарис Калофер 52. {277} Им, а также позднее Михаилу Стронгилу и претору Константинополя Иоанну были направлены папой благодарственные письма в связи с пониманием ими значения церковного союза 53. В 1369 г. была проведена процедура принятия Иоанном V Палеологом римского символа веры. Как известно, однако, все попытки заручиться помощью Запада оказались безуспешными. Даже Димитрий Кидонис жаловался одному из своих западных корреспондентов: «Франки ограничиваются в благотворительности лишь речами, посланиями и обещаниями. 50 Катанский А. История попыток к соединению церквей греческой и латинской в первые четыре века по их разделению. СПб., 1868. С. 219—227. 51 Halecki О. Un Empereur de Byzance à Rome: Vingt ans travail pour l'union des églises et pour la défense de l'Empire d'Orient 1355—1375 // Travaux Historiques de la Société des sciences et des Lettres de Varsovie. Warschau, 1930. Vol. 8, N 5. P. 363—364; Wirth Р. Die Haltung Kaiser Johannes V bei den Verhandlungen mit Kônig Ludwig I von Ungarn zu Buda im Jahre 1366 // BZ. 1963. Bd. 56. H. 2. S. 271—272. 52 LoenertzR...-J. Les recueils de lettres de Démétrius Cydonès. Città del Vaticano, 1947. Р. 111. 53 Halecki О. Ор. cit. Р. 363—364, 368.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes