 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 169
теля византийской культуры, как видим, инстинктивно тянулись к идеалу просвещенной монархии.
Возрождение жанра политик, в рамках которого протекало «реформационное» движение в Византии,
включавшее в себя экономические воззрения и идеи византийских гуманистов, вызвало к жизни столь
своеобразную систему взглядов, как учение о наилучшем государственном устройстве Георгия Гемиста Плифона.
Правда, те главы трактата «Законы», в которых была изложена вся его «политическая экономия» (судя по
оглавлению, это были частично вторая и главным образом третья книги «Законов»), утрачены. Однако
возможность составить о содержащихся там идеях довольно четкое представление имеется, так как сохранились
речи Плифона, в которых он предлагал реформы, направленные на оздоровление экономики Византийской
империи и улучшение функционирования государственного аппарата (PG. Т. 160. Col. 866; {261} ПП. IV. P. 113—
135) 17. Государство Плифона — это сугубо автаркическое сообщество, экономика которого обособлена от
экономики других стран и основана на земледелии, с трехчленной (как и полития Платона) социальной
структурой (трудящийся класс, собственники средств производства, государственный аппарат), т.е. государство, в
котором согласно рецептам Платона до минимума сведены товарно-денежные отношения, ликвидированы
деньги и все денежные платежи заменены натуральным налогом. Это государство, в котором нет места таким
паразитическим группам населения, как монашество, а общественный доход распределяется по закону
социальной справедливости (ката;' то;' оикаиоѵ), т.е. соответственно реальному вкладу, который вносит та или
иная социальная группа в создание общественного богатства (а оно всегда мыслится Плифоном как сугубо
«вещественное» богатство, как плоды земли — ои; е;'к утиГс карлои — или более широко — как результат
сельскохозяйственной деятельности).
На эти положения плифоновской «политической экономии», восходящие в общем и целом к
платоновской традиции, у Плифона наслоились сугубо средневековые представления о собственности и
сословной принадлежности. Вместе с тем, однако, он высказывал весьма прогрессивные для того времени идеи о
труде непосредственных производителей материальных благ как основе жизни общества, как основном источнике
общественного богатства (этот тезис без достаточных оснований расценивается некоторыми учеными как
доказательство зарождения у Плифона трудовой теории стоимости) 18, о средствах производства как необходимом
и самостоятельном компоненте в создании общественного богатства, о земле как сфере приложения труда, арене
трудового процесса и т. д. Для своего времени Плифон высказал поистине радикальные идеи, хотя и под
покровом античных реминисценций, а его симпатии к трудящемуся человеку, красной нитью проходящие через
все его труды, призывы как можно лучше относиться к непосредственным производителям («этим всеобщим
кормильцам»), защищать их, наконец, выдвижение их на первое место в иерархии сословий, на которые, по
мысли Плифона, должно делиться общество (на второе поставлены воины, освобожденные от налогов и
обязанные защищать государство, и на третье — правители и чиновники), — все это резко выделяет Плифона
даже из среды его собратьев-гуманистов, которые в своем рафинированном интеллектуалистском снобизме в
высшей степени отрицательно относились к народным массам. В целом же и в Византии носители передовой
идеологии понемногу начинают в духе времени «рассматривать государство человеческими глазами и выводить
его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии» 19.
Идея монархии как наилучшей формы правления большинством византийских авторов
противопоставляется тирании как нежелательному варианту единодержавия. В «Слове против архонтов,
беззаконно дерзающих {262} в отношении святынь» Николай Кавасила последовательно развивает эту тему,
представляя в качестве полярных образов истинного архонта и тирана. Тогда как первый «не оскорбляет законы и
свободу подданных... совершает благодеяния в отношении подчиненных... уважает в них людей» (Cabas. P. 25),
тиран заинтересован только
См. рус. пер. Б. Т. Горянова: Георгий Гемист Плифон. Речи о реформах // ВВ. 1953. Т. 6. С. 386—
414.
18 Spentzas S. Р. Аи; ои; коѵоцтахи;' каи 5тиЦ(Л, оѵоцтахи;' а;'7ЮѴ|/еис той ПХлФсоѵос. АФл. Гѵаи, 1964. Е. 47—
51. 19
19 Маркс К; Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 111; ср.: Медведев И. П. Идея общественного договора в эпоху
Ренессанса и ее античные корни (в связи с книгой Пьера Брюнеля) // Античное наследие в культуре Возрождения.
М., 1984. С. 136—140.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|