На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 150

филологам-классикам (не всегда их можно обнаружить, а посему они в состоянии ввести в заблуждение современного исследователя, зачастую они не необходимы и тем самым излишни, не исправляют действительно трудные места и т. д.). Поразительно современно звучат, правда, принципы внутренней критики текстов и их цитирования, сформулированные Никифором Григорой в ходе его полемики с Григорием Па-ламой. По его мнению, при цитировании каких-либо сочинений всегда нужно помнить хорошее филологическое правило: сперва установить правильность текста, а уж потом сравнивать толкования отрывков; текст должен представляться целиком, а не обрываться при цитировании в тех местах, которые могли бы изменить смысл высказывания; всегда следует иметь в виду контекст, в котором содержатся те или иные положения цитируемого автора, и т. д. 21 Общий высокий уровень развития византийской филологической науки был продемонстрирован позднее на Флорентийском соборе в ходе проведения экспертизы подлинности некоторых патриотических текстов. В качестве экспертов при рассмотрении рукописей, содержащих эти тексты, были привлечены именно ученые-филологи 22. Верно, что «византийские ученые не делали попыток стать художниками или скульпторами»23. Но, собственно говоря, почему они должны были становиться ими? Гораздо важнее для нас констатировать, что византийские живописцы и архитекторы, которые действительно всегда считались простыми ремесленниками, представителями ручного труда и не могли {231} Файл byz3_232.jpg Мистра. Церковь Одигитрии. Вид с севера претендовать на равное положение с homines litterati, в последние века существования империи постепенно начинают осознавать себя частью интеллигенции, причем «ренессансной» интеллигенции. Именно в палеологовский период все чаще становятся известными имена отдельных художников: в Веррии работал «лучший живописец всей Фессалии» Калиергис 24, в Цаленд-жихе — Кир Мануил Евгению, в Убиси — Дамиан, в Руденице — Феодор, в Дечанах — Сергий, в Нагоричино — Михаил и Евтихий, в Раванице — Константин, на Афоне — Мануил Панселин и Феофан Критский, в Москве и Новгороде — знаменитый Феофан Грек 25. Не за горами было время, когда «последний выразитель византийской художественной формы» До-меникос Теотокопулос прославится в Испании под именем Эль Греке. Все это говорит о возросшем уровне самосознания представителей византийской художественной интеллигенции, которые не желали, больше пребывать в безвестности и которым также не чужда была «жажда славы». {232} Вместе с тем и сообщество византийских гуманистов — «интеллектуалов», носителей ренессансных тенденций — начинает по-иному относиться к художественной интеллигенции, явно допуская ее в свое лоно. В источниках можно встретить немало сведений о контактах византийских ученых и писателей с живописцами. Из писем Михаила Гавры можно составить некоторое представление о заказах византийских интеллектуалов живописцам на изготовление той или иной иконы (особенно интересны письма 263 и 264, адресованные иконописцу монаху Георгию, в которых обсуждаются достоинства изготовленной Георгием для автора писем иконы Богородицы с младенцем) 26. О том, сколько небезразлично относились византийские гуманисты к церковной живописи, свидетельствует позиция Никифора Григоры, обвинявшего Григория Паламу в «иконоборчестве» 27, а во время заточения в монастыре Хора отказавшегося принять участие в богослужении по случаю освящения росписи, представляющей один эпизод Paparozzi M. Appunti per lo studio degli inediti «Antirrhetici posteriores» di Niceforo Gregoras // Atti della Accademia Nazionale dei Lincei. Classe di Scienze morali, storiche e filologiche. 1974. Vol. 28, N7—12. Р. 947. 22 Медведев И. П. Экспертиза подлинности патриотических текстов на Флорентийском соборе // ВИД. 1976. Т. 8. С. 274—285. 24 Пейекаѵи5г|с Ет. КаМаерупс о;; 'Xnç ФеттаХиас а;'; риатос Ссоурафос. 'АФп;~ѵаи, 1973. 25 Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. С. 157. 2267 Fatouros G. Ор. cit. S. 420—422. 27 Nikephoros Gregoras. Antirrhetika I / Einleitung, Textausgabe, Ûbersetzung und Anmerkungen von H.-V. Beyer. Wten, 1976, s. Wortregister; Letters of Gregory Akindynos / Ed. A. Constantinides-Hero. Wash. 1983. N 52. P. 222, l. 60.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes