 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 146
но, как кажется, и в более существенных своих проявлениях, которые отличают культуру поздней Византии от
предшествующих эпох. В сущности, все или многое из того в поздневи-зантийской культуре, что определяется
как «классицистические тенденции» или «гуманистические тенденции», может быть названо также и
«ренессансными тенденциями» именно на том основании, что является порождением эпохи Ренессанса с ее
общей идейной атмосферой прогресса человеческой мысли и отрицания схоластики 4.
Конечно, ренессансной и гуманистической страной по образцу Италии Византия не станет никогда, но и
в ее недрах в эпоху позднего средневековья нарождались новые явления, происходили весьма важные
качественные изменения. Нелегко определить социальную основу этих явлений, которым тяжелое в целом
экономическое и внешнеполитическое положение страны, казалось бы, не давало достаточных стимулов для
развития. Очевидно, сказалось действие целого ряда причин и исторических условий, не в последнюю очередь
исторической общности судеб Византии и Италии в рамках единого политического, религиозного и
экономического итало-греческого комплекса, сложившегося в бассейне Центрального и Восточного
Средиземноморья в XIV—XV ее.
Отметим прежде всего необычайно возросшую интенсивность интеллектуально-духовной деятельности
византийцев, выразившуюся даже в количественных показателях: из 435 ставших нам известными деятелей
византийской культуры на протяжении всей истории империи только на XIV в. приходится 91 человек, а в XV в.
их число увеличивается до 200. С конца XIII в. крупнейшим центром византийской культуры снова становится
Константинополь, вобравший в себя все лучшие научные силы провинций. В Константинополь возвращаются
теперь поэты, прозаики, философы, историки. Из Никеи приезжает ее уроженец, блестяще обра-{225}зованный в
области риторики и философии, автор «Истории» и многих других сочинений Георгий Пахимер (1242—ок. 1310),
занявший здесь высокие государственные и церковные должности; из Гераклеи Понтийской — уже известный
нам Никифор Григора (1293—1361), которого в столице ожидали и громкая слава ученого, и бурная общественная
деятельность, и весьма драматические жизненные перипетии 5; из итальянской Калабрии — «возмутитель
спокойствия» Варлаам (ок. 1290—1348), развязавший исихастские споры; с «маленькой и каменистой» Итаки —
«мудрейший и ученейший» монах Иосиф по прозвищу Ра-кендит, т.е. «одетый в рубище» (1280—ок. 1330),
который, по его собственным словам, «вступил на самую землю наук, в Константинополь, чтобы жить здесь в
общении с духовными и мудрыми мужами»; (Памятники. IX—XIV. С. 343); из Эфеса — поэт, автор
многочисленных поэм о животных Мануил Фил (ок. 1275—1345), известный также тем, что посетил с
дипломатическими миссиями Русь и страны Востока; из Фессалоники — выдающийся византийский писатель,
публицист и эпистолограф, сторонник унии и ярый пропагандист творчества латинских философов и богословов
(в частности, Фомы Аквинского) в Византии Димитрий Кидонис (ок. 1324—1397/8), первым посетивший Западную
Европу с целью ознакомления с ее культурой; из Трапезунда — знаменитый Виссарион (1403— 1472), которому,
напротив, предстояло стать выдающимся пропагандистом греко-византийской культуры на Западе, и др.
В Константинополе же развивают активную деятельность его уроженцы Максим Пла-нуд (ок. 1255—1305)
— ученый, ритор, собиратель и издатель античных эпиграмм, переводчик латинской литературы и педагог,
преподававший в своей школе при монастыре Акаталептос; его ученик, автор работ по классической филологии
Мануил Мосхопул, а также такие выдающиеся деятели византийской культуры, как Мануил Вриенний, Никифор
Хумн, Мануил Хри-солора, Алексей Макремволит, Иоанн Хортасмен, молодой Георгий Гемист Плифон и др.
Группируясь вокруг покровительствовавшего ученым императора Андроника II Палеолога, многие из них сумели
войти в сановную иерархию, добились занятия крупных государственных постов.
and the Middle Ages / Ed. by W. Treadgold. Stanford (California). 1984. P. 144—223.
4 Medvedev I. P. Tendances vers une Renaissance dans la culture byzantine tardive // Byzantiaka. 1984. T. 4. P. 115— 136;
Oikonomides N. 'H ' хѵауеѵѵг|стг| каи;' то;' BuÇâvxio // Byzantium and Europe: First Intemational Byzantine Conference.
Athens, 1987. P. 247—253.
5 Хронология жизни Никифора Григоры детально описана в ст.: Beyer H.-V. Eine Chronologie der
Lebensgeschichte des Nikephoros Gregoras // JÔB. 1978. Bd. 27. S. 127—155.
Особенно блестящую карьеру при дворе сделал наиболее авторитетный из всех византийских гуманистов
— Феодор Метохит. С 1290 по 1298 г. он — логофет войска, с 1289 по
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|