 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 79
В течение XIII в. в Эпирском царстве строится, перестраивается и расписывается много церквей
традиционных типов. После падения Византийской империи в бережном сохранении традиций воплощались и
национальное самосознание, гордость за былое величие, и надежда на будущее, и выраженная через
традиционные архитектурные художественные формы
{120}
Файл byz3_121.jpg
Арта. Церковь Панагии Паригоритиссы. 1282—1289. Вид с юго-запада
приверженность православию. Наследуются не только типы церквей, но и масштабы и пропорции. Таковы
крестово-купольные (с куполом на четырех опорах — «полный» тип) Красная церковь (Коккини Экклисия,
Панагия Веллас) 2 в 30 км к северу от Арты (1281), церковь св. Димитрия в Арте 3 (второй период строительства,
конец XIII в.), крестово-купольная двух-опорная церковь Николая Родиас в Арте 4 (вероятно, 1260—1270-е годы
или конец XIII в.), трехнефный купольно-базиликальный храм Влахернского монастыря в Арте 5 (сер. XIII в.,
второй период строительства), трехнефный базиликальный с деревянным покрытием храм Панагии Вриони у
деревни Ниохораки близ Арты (около 1238 г.) 6. В памятниках {121} традиционного стиля нельзя обнаружить
никакого движения архитектурной мысли. Смысл его заключался как раз в консерватизме, в охранительном
отношении к прошлому.
Более широко было распространено течение, которое можно назвать местным, или «народным». Оно
зародилось в Греции еще в VIII—IX ее.; постройки представляют собой однокамерные купольные залы,
сложенные из грубого камня. Позднее «народное» течение в архитектуре широко распространилось и с XIII в.
представляло уже целый слой художественного творчества, распадающийся на несколько вариантов упрощенных
церковных зданий, соответствующих нуждам небольшего поселения. В архитектуре Эпирского царства это
течение представлено почти исключительно однокамерными церковными зданиями: однонефной базиликой,
покрытой деревянной кровлей, однонефной сводчатой или купольной базиликой. Эти постройки были
распространены повсеместно. Отметим наиболее значительные: церковь св. Василия в Арте (начало XIV в.,
позднее пристроено еще два нефа) представляла собой одноне-фную базилику, покрытую деревянной крышей, с
куполом, укрепленным на стенах; церковь св. Николая (XIII в.) в Янине была построена как однонефная сводчатая
базилика; церковь св. Василия у моста в Арте — однонефная купольная базилика, крестообразная в плане, и т. д. 7
Конструкция и композиция этих церквей, вобравших в себя образцы «большой» архитектуры, очень
просты, приспособлены к возможностям народных мастеров-строителей. Здания сложены из грубых кусков
камня. Этому стилю, однако, присуща и своя привлекательность. Интерьер и конструкция здания подчинены
одному стремлению общения с Богом. Геометрические объемы церквей прекрасно сочетались с ландшафтом или
средой и были очень выразительны.
Третье течение в архитектуре Эпира — так называемый тип церковного здания «став-рэпистегос»
(крестовопокрытый), выделенный и изученный А. Орландосом 8. Этот чисто греческий вариант церковной
постройки, распространенный не только в Эпирском царстве, но затем и на Пелопоннесе, появился в результате
упрощения сложного крестово-купольного храма. Церковь представляла собой обычное прямоугольное крестово-
купольное здание, но без
'ОрХаѵоос А. МѵгцМ'а тоиЗ Аеопотатои xr|;~ç 'Илеирои. 'H К6киаѵг| е; ккХчоиа (Паѵауиа БеХХас) //
'Шефаткае Хроѵика. 1927. Т. II, 1—2. Е. 153—169.
3 'ОрХаѵоос А. БиСаѵхиѵа;' |ла|иг1'а тти;~с 'Ар-тис. 'О 'Ауиос Аец^хрюс Катетами //АБМЕ. 1936. Т. II.
Е. 66—69.
4 'ОрХаѵоос А. 'О 'Ауиос №к6Хаос xq;~ç Po5la;~ç // АБМЕ. 1936. Т. II, 2. Е. 138—147.
5 Achimastou-Potamianou M. БиСаѵтиѵе;'с тог/оурафиес оти;' дохл;' БХахерѵас тлГс 'Артас // Athens Annals of
Archaeology. 1975. Vol. VIII. P. 208—210.
6 Acheimastu-Potamiani M., Bokotopulos P. G., Triantaphyllopulos D. D. БиСаѵтиѵа, цгоаишѵика;4 каи;' ѵештера
д\тцМ'а 'Илеирои // 'АрхаиоХоуико;'ѵ АеНоѵ. 1973/74. Т. 29, Б, 2. Е. 614—616.
7 Полевой В. М. Искусство Греции: Средние века. М., 1973. С. 270.
8 Orlandos A. Eine Unbeachte Kuppelform // BZ. 1929/30. Bd. 30. S. 577—582; Idem. Ои;' отаирепиотеуои ѵаоц xq;~ç
'EUa5оç//ABME. 1935. Т. 1. Е. 41—49.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|