 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 59
Однако на Понте такие росписи делались систематически, хотя сохранности этих фресок, помимо {90} многих
иных обстоятельств, мешало и то, что они, как правило, не защищались де-
Файл byz3_91.jpg § Трапезунд. Храм св. Софии.
XIII в. Южный портик.
ревянными галереями или широкими свесами кровли.
Интерьер главных церквей Трапезундской империи также представляет значительный интерес; это и
великолепные мраморные мозаичные полы Хрисокефала, св. Софии, св. Евгения, и разные капители часто
вторично использованных колонн, и, конечно, фрески. К числу выдающихся произведений византийской
монументальной живописи середины XIII в. относятся фрески храма св. Софии, открытые и расчищенные
экспедицией под руководством Д. Талбот-Райса и Д. Уинфилда. Их отличают замечательный колорит, динамика
рисунка, необычность и выразительность композиций. К сожалению, мы не знаем истоков этого творчества, так
как в Трапезунде более ранних фресок практически не сохранилось, а росписи монастыря св. Саввы, о которых
речь пойдет ниже, лишь альтернативно датируются серединой XIII в. и развивают несколько иные тенденции.
Отдельные черты сходства композиции фресок и миниатюр трапезундских рукописей Х—XI ее. носят
слишком общий характер и не позволяют говорить о существовании продолжающейся художественной
традиции, хотя, возможно, именно миниатюры рукописей и послужили основой для создания своеобразной
живописной программы храма св. Софии 5. Бли-{91}засть росписей этого храма к лучшим образцам
константинопольской школы приводит некоторых исследователей к заключению, что основной художник,
работавший в Трапезунде, происходил из этого древнего очага византийской культуры 6. Но на трапезундской
земле он был менее связан жестким иконографическим каноном. Он не следовал какому-то одному прототипу, но
черпал свои образы из многих источников и из самой жизни. Этнический тип пон-тийцев наглядно проступает в
образах евангельских персонажей. Зарисовкой с натуры кажется фигура пожилого человека, подпирающего
подбородок и задумчиво рассматривающего на свет вино в стакане в сцене Брака в Кане. Нововведения коснулись
порядка и последовательности композиций, в которые были введены необычные для того времени сюжеты.
Например, цикл евангельских чудес в нартексе открывается темой «Христос и книжники», развитой затем в
мозаиках Кахрие Джами. Особой выразительности мастер достигает в композициях Уверения Фомы, исцеления
дочери хананеянки. Явления Христа ученикам на Тивериадском озере, в сцене Вознесения, в изображениях
евангелистов и апостола Варфоломея. Новшества имеются и в росписи парусов, где одна из сцен жизни Христа
соседствует с изображением евангелиста. Такое совмещение двух композиций в парусе не имеет аналогов в
византийском искусстве.
Фрески св. Софии, отличающиеся несомненным высоким художественным вкусом, справедливо относят к
кругу памятников, принадлежащих к наиболее прогрессивным течениям в искусстве XIII в. Многие элементы
живописной программы Софии Трапезундской нашли свое продолжение и развитие в византийских памятниках
эпохи Палеологов, иные, как, например, пестрота и многофигурность росписи подкупольного пространства,
были отвергнуты. Но в самом искусстве Трапезундской империи этот памятник остался лучшим образцом.
Возможно, что ко второй половине XIII в., как доказывает М. Рестле 7, относятся также росписи двух
западных (верхней и нижней) часовен пещерного монастыря св. Саввы. Здесь также прослеживается переход от
позднекомниновской линейности к более свободной и объемной живописной манере. Но все эти фрески,
принадлежащие кисти местных мастеров, сохраняют ряд архаических черт в построении фигур и лиц, в
колорите, где резко противопоставляются светлые и коричневатые тона. Проявилась и тенденция к пышному
декору одежд и убранства, с обилием жемчуга и драгоценных камней. Индивидуальность стиля местных мас-
Talbot Rice D. а, о. Ор. cit. Р. 237—238; Lafontaine-Dosogne J. Remarques sur le programme décoratif de Ste Sophie à
Trébizonde // Bb. 1981. Т. VII. Р. 391.
6 Talbot Rice D. a. о. Op. cit. P. 88—163, 184. О. Демус, напротив, относит росписи св. Софии к провинциальному
искусству, отмеченному восточными влияниями; см.: Demus O. Die Entstehung des Palaiologenstils in der Malerei
//Berichte zum XI. Internazionalen Byzantinistenkongress. Munchen, 1958.
S. 52—53.
7 Restle М. Die Byzantinische Wandmalerei in Kleinasien. Recklinghausen, 1967. Bd. 1. S. 86—88.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|