 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 53
императорам. Именно с этого времени началось усиленное проникновение в разговорный греческий язык
иностранных слов западного происхождения, а в традиции и нравы ромеев — «варварских» обычаев, которыми
так изобилует эпоха Палеологов.
Поединки в Никейской империи не получили, по-видимому, распространения, хотя рыцарские турниры
были известны уже в конце XII в. Зато существовал особый вид единоборства — судебный поединок. Акрополит
сообщает, что когда Михаил Палеолог, командовавший находившимися на Балканах войсками, был обвинен
одним из жителей Мелника в измене, то из-за отсутствия свидетелей Ватац приказал прибегнуть к поединку.
Обвинитель и обвиняемый выехали друг против друга на конях в полном вооружении. Палеологу удалось сбить
копьем жителя Мелника с коня, и тот был признан виновным и казнен (Acrop. I. Р. 93. 1—95. 12). Вероятно, это
судебное единоборство было заимствовано Византией уже давно (Акропо-лит пишет о нем как о нормальном
явлении) и необязательно на Западе.
Другое заимствование, чисто западное, пришедшее на византийскую землю в это время вместе с
латинскими наемниками,— ордалии, которые хотел ввести еще Ватац во время суда над Михаилом Палеологом
53, но встретил сопротивление со стороны как обвиняемого, так и духовенства. Однако в конце царствования
Феодора II, когда увеличилось число обвинений в колдовстве, каждый обвиняемый, чтобы спастись, по
приказанию императора должен был подвергнуться ордалиям. Нужно было, произнеся слово «свят», взять в руки
раскаленный кусок железа и сделать три шага. Затем руку завязывали и человек проводил в посте и молитве три
дня. Его признавали невиновным, если не оставалось следа от ожога (Pachym. I. Р. 55. 4—
9).
Еще одно нововведение, распространившееся в последние годы царствования Феодо-ра II, заключалось в
применении к обвиняемому особого рода наказания, чем-то напоминавшего китайские пытки: обвиняемого,
раздев донага, сажали в мешок с дикими кошками. Именно такому наказанию была подвергнута Марфа
Тарханиотисса, насильно выданная императором за Василия Каваллария и обвиненная по причине бездетности в
колдовстве (Pachym. I. Р. 55.
25—57. 13).
Иноземное влияние, и в первую очередь западное, сказалось не только на военном деле (создание
собственных ромейских тяжеловооруженных отрядов) и нравах греков, но и в области религии и литературы.
Хотя подавляющая масса населения была настроена враждебно по отношению к латинянам и их религии, однако
многие образованные представители никейской знати стремились к сглаживанию антагонизма, а в конечном {82}
итоге — к унии православной и католической церквей. Идеологическим обоснованием позиции пролатинской
партии среди высшего духовенства и знати Никеи являлись богословские труды Георгия Акрополита и
Никифора Влеммида. Если Влеммид в сочинении об исхождении св. духа предлагает компромисс, на основе
которого западная и восточная церкви могли бы соединиться (PG. Т. 142. Col. 568), то Акрополит, полагая, что все
христианские народы являются членами одного тела, глава которого — Христос (Acrop. II. Р. 31. 21—22), и что
греки и латиняне связаны общим именем — ромеи, вообще не видит серьезных преград для унии церквей. В этих
взглядах чувствуется влияние западной богословской мысли 54.
Влияние культуры Западной Европы, усилившееся с начала крестовых походов и особенно после 1204 г.,
проявилось и в широком распространении среди знати Никейской империи рыцарского романа, возникшего на
стыке двух цивилизаций 55. Однако, будучи переработкой западных образцов, он в то же время стал и
продолжением популярного при Комнинах эллинистического романа со сказочными приключениями. О
знакомстве с эллинистическим романом или его поздней переделкой свидетельствует рассказ Никифора
Влеммида в его «Автобиографии» об упомянутом у Гелиодора в «Эфиопию» чудесном камне Пантарбе,
обладавшем способностью притягивать золото, как магнит — железо (Nic. Blem. P. 30. 15—19). Следы влияния
рыцарского романа можно найти и в переписке Феодора II Ласкариса. В одном из пи-
Geanakoplos D. J. Ordeal by fire and judicial duel at Byzantine №сака (1253): Western or Eastern Legal Influence? //
Geanalcoplos D. J. Interaction of the «Sibling» Byzantine and Western Cultures in the Middle Ages and Italian
Renaissance (330—1600) New Haven L., 1976. Р. 146—155.
54 Richter G. Das Georgios Akropolites Gedanken tiber Theologie, Kirche und Kirchenheit // Byz. 1984.
Т. 44. S. 279—299.
55 Алексидзе А. Д. Указ. соч. С. 3.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|