 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 50
Завершалось философское образование изучением физики — науки о природе. Ее учили по трудам
Аристотеля «Физика», «О возникновении и уничтожении», «О небе», а также комментариям и справочникам
(Ibid. Р. 6. 2—4). Авторами учебников были и сами преподаватели. Как известно, Влеммид впоследствии в своей
школе преподавал логику и физику по своим учебникам «Сокращенная логика», «Физика краткая», «О теле», «О
душе». В «Автобиографии» он сообщает, что изучил в Скамандре весь курс физики, в том числе и ее специальные
разделы: оптику, катоптику (раздел оптики, трактующий об отражении света) и граммику (графическое
искусство), после чего вернулся к императорскому двору в Нимфей. В Никее в философской школе преподавали
и право, о чем свидетельствует упоминание о профессорах права.
На этом и заканчивался полный курс обучения наукам, который завершали очень немногие. Желающий
совершенствоваться дальше переходил к самостоятельному освоению метафизических трудов Аристотеля, тесно
связанных с теологией. Подчиняя теологии философию и науку, в византийском образовании создавали строгую
систему, в которой от ряда вспомогательных дисциплин (грамматика, риторика) логически переходили к
философии (логика, математический квадривиум, физика), а от философии к теологии, являющейся ее
завершением.
Полученными знаниями византийцы очень гордились и считали, что их уровень образования выше, чем
на латинском Западе. В этом смысле интересно описание Феодором II диспута с главой посольства Фридриха II
маркизом Бертольдом фон Гогенбургом (Lasc. Ep. Р. 175). В свите маркиза были ученые и врачи, которые уверяли,
что изучили, кроме грамматики, риторики и логики, также и квадривиум и читали Аристотеля (его «Этику» и
«Политику»). Но в ходе спора император пришел к выводу, что из арифметики и геометрии они знали только
немного планиметрию, из астрономии — астрологию, которая в Византии не занимала такого места, как на
Западе. Они совершенно не знали политику и физику, а в этике и логике делали много ошибок. Единственно, в
чем западные ученые, по мнению Феодора, были сильны, кроме астрологии, так это в риторике.
По всей вероятности, император был слишком строг и пристрастен в своей оценке. Хотя, по словам
Ласкариса, победу в споре с маркизом одержали эллины, однако не следует на основании этого думать, что
византийская образованность первой половины XIII в. была намного выше западной и продолжала на нее влиять.
Безусловно, там, где речь шла об античной литературе и философии, преимущество было на стороне ромеев. Но
отсутствие в Западной Европе старых культурных традиций, которые «часто сковывали развитие византийской
культуры, ограничивали сферу творческого поиска, эксперимента» 43, было преимуществом Запада.
Ученые Никейской империи проявляли значительный интерес к естественным наукам и медицине,
прежде всего в плане применения их достижений на практике либо ради обучения и сохранения накопленных
знаний. {77} Поэтому труды, созданные никейскими учеными, были в основе своей компилятивными,
базирующимися на знаниях античности. Свою задачу при их написании ученые видели в систематизации
достижений античной науки и ее комментировании. Таковы географические труды Никифора Влеммида
«История Земли» и «Всеобщая география» (GGM. II. Р. 458—470). Они написаны на основе стихотворного
сочинения античного географа Дионисия Периегета и предназначались для учеников в качестве учебников.
«История Земли», составленная в 1241 г., кратко сообщала о положении Земли относительно других планет, ее
величине и способах измерения, шарообразности и т. д. Задачей «Всеобщей географии», предназначенной для
учеников старшего возраста, было «описать всю землю и показать, на какие части она делится и какие на ней
находятся племена, города и реки» (Ibid. Р. 458). В учебнике довольно подробно описывались Европа и Малая
Азия, населявшие их в древности народы, давались сведения о племенах, живших на территории Древней Руси, о
болгарах, половцах и т. д. Несмотря на компилятивный характер, сочинения Влеммида являются важными для
суждения об уровне географических знаний в империи.
Об интересе к астрономии и тесно с ней связанной астрологии свидетельствует сочинение Никифора
Влеммида «Физика краткая», в которой 5 глав (24—28) посвящено Солнцу, Луне, звездам, эфиру и положению
Земли на небесном своде (PG. Т. 142. Col. 1213—1280). К астрономии во второй книге «Мирового обозрения»,
озаглавленной «О небесах», обращается и
Алексидзе А. Д. Мир греческого рыцарского романа. XIII—XIV ее. Тбилиси, 1979. С. 44.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|