 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 13
ласе письменным договором и была менее жесткой, чем зависимость лигия. Зато и объем юридических и
«рыцарских» прав и привилегий был для вассалов «простого оммажа» сужен. Византийское влияние сказалось на
порядке наследования имущества: если для лигиев действовало право майората, когда наследником земельной
собственности становился старший сын умершего, то в среде греческих архонтов, а также при браке греческой
«феудатарии» и латинянина правами на наследство обладали в равной мере все сыновья и дочери умершего.
Статус их владений восходил к иронии. На территории Морен, пограничной с Византией, существовала и особая
форма феодальной собственности, когда латинские и греческие сеньоры совместно и нераздельно владели
территорией деревни (casaux de parçons) и поровну взимали феодальную ренту с крестьян.
Многочисленный слой греческих феодалов сохранился и на ряде островов Эгеиды, а во владениях Гизи
господствующий класс был представлен почти исключительно греками, которые являлись прямыми вассалами
правителя и несли в его пользу воинскую службу. Иерархической лестницы там не существовало. На
венецианском Крите владения греческих архонтов были признаны договором духи острова с местными
феодалами (1219). Условием держаний была уплата архонтами ежегодно 1/5 доли урожая, 1/5 приплода скота и
1/5 производимого в их хозяйствах сыра. Подобный же договор в 1346 г., сразу после завоевания, был заключен
генуэзским предводителем Симоне Виньозо с греками Хиоса. Владения греков, кроме 200 домов внутри крепости,
не подлежали отчуждению, а за указанные дома была выплачена сумма, определенная согласительной греко-
генуэзской комиссией. Были сохранены и владения церкви, глава которой, однако, назначался теперь маоной
Хиоса. На Хиосе греческие феодалы остались вне рамок господствующего класса, но тесно сотрудничали с ним,
сохранив часть своих прав и привилегий. Они довольно активно участвовали в сбыте местного сырья, в
совместных с генуэзцами торговых операциях. Первоначально генуэзцы стремились обособить укрепленный
центр, где они селились, от предместьев-бургов, где жило местное население. Так было на Хиосе, в Пере, в Каффа.
Но постепенно это разграничение становилось все более условным, и огромное число исключений из
установленного ранее порядка аннулировало саму систему. Этническая сегрегация умирает при сохранении и
углублении четких разграничений жителей по социально-имущественному признаку.
Примечательная эволюция феодально-колонизационных методов произошла и на Родосе. Сперва
орденские власти для упрочения военного могущества иоаннитов предоставляли приглашенным на остров
западным переселенцам землю в постоянный феод за воинскую службу и охрану территории. Но число
прибывавших на остров по приглашению было весьма ограниченно: итальянские купцы предпочитали селиться в
городах, а не в сельской местности, а собственно рыцари прибывали редко; сказывались и отдаленность, и
нестабильность политического положения. И тогда иоанниты перешли к другой практике — предоставлению в
эмфи-тевтическую аренду земель как латинянам, так и грекам. На полученные от арендной платы деньги
приглашали наемных воинов-стипендиариев. Такая практика обеспечивала большую поддержку местного
населения, чем и объясняется отсутствие серьезного сопротивления господству иоан-{21} ниток на острове.
Сильная эллинизация господствующего класса произошла и на Кипре после политического кризиса середины
XIV в. и «Великой схизмы», ослабившей связи острова с Западом. Лишь в Латинской империи не сложились
устойчивые отношения между представителями старого и нового господствующего класса, что и было одной из
причин ее быстрого падения.
Но если архонты нашли свое место в структуре господствующего класса большинства государств
Романии, то не так обстояло дело с высшим звеном византийской знати. Ее представители, как, например,
владевший Навплием, а затем и Коринфом Лев Сгур, включились в активную борьбу с завоевателями и
стремились создавать или сохранить собственные апана-жи. Подчас они возглавляли и выступления народных
масс. Но эта группа либо исчезала под ударами более сильных противников, либо эмигрировала в греческие
земли (Никою, Эпир, затем в Византию). Некоторые представители старой знати могли опускаться до положения
архонтов Латинской Романии. Но ни одно из ее государств не допускало греческих апанажей на своей
территории.
Социально-экономический строй, установленный на территории Латинской Романии, своеобразно
сочетал в себе в разных пропорциях формы западноевропейского феодализма с византийскими аграрными
порядками, сложившимися в эпоху Комнинов и Ангелов. Наиболее радикальным изменениям подверглась
политическая и юридическая надстройка, в то время как
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|