 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 7
донцы) были изгнаны столетием позже, а на части Пелопоннеса, не говоря уже об островах Эгейского моря,
латинские владения удержались вплоть до османского нашествия. И тем не менее с воссоединением в 1261 г.
восточных (малоазийских) провинций с западными (балканскими) в единое целое с центром в Константинополе
развитие византийской культуры снова стало протекать как многообразный и сложный, но относительно
органичный процесс с определенными общими закономерностями.
Именно в это время наблюдалась все более заметная идейная поляризация в развитии византийской
науки, искусства и литературы. Обострение политической и социальной обстановки внутри страны и все более
частые неудачи в отношениях с внешним миром заставляли византийцев более активно искать выход из
складывавшейся ситуации. Деятели византийской науки и культуры все более явно придерживались разной
идейной ориентации. С одной стороны, укреплялись связи с деятелями итальянской культуры, творцами
шедевров эпохи Ренессанса, происходила секуляризация мысли и углублялся интерес к простым человеческим
ценностям, к сфере чувств (эти тенденции в книге условно обозначаются понятием «гуманистические», но в
несобственном, научном значении этого термина). С другой стороны, в византийском обществе первой половины
XIV в. укреплялись мистические настроения, расширял свое идейное влияние на самые разные сферы жизни
исихазм, который восторжествовал в 1351 г. как официальное философское и церковное учение.
Было бы преждевременным говорить здесь, во введении, о причинах расцвета византийской культуры в
конце XIII — середине XV в., расцвета, нередко обозначаемого в науке как «Палеологовское возрождение».
Ограничимся самым кратким замечанием: ощущение острой тревоги, пронизывавшей всю общественную
атмосферу в империи в последнее столетие ее истории, напряженная работа мысли, образование сплоченных
кружков и групп «интеллигентов» — единомышленников, их укрепляющиеся связи {9} с деятелями итальянской
культуры — все это, по-видимому, повышало уровень культурной жизни общества, расширяло сферу его
духовных интересов. Одновременно, однако, углублялся раскол в культурных кругах общества, среди его
политиков, деятелей церкви, науки и искусства: одной их части уступка Западу (прежде всего папству) в обмен на
военную помощь представлялась неизбежной; для большинства же, как и для масс рядовых подданных империи,
заключение унии с католической церковью казалось предательством веры, равносильным смертному греху.
Итак, учитывая вкратце обозначенные выше условия развития культуры в Византии в XIII—XV ее.,
авторы данной книги сочли целесообразным разделить изложение композиционно на две части. Первую часть
составляют шесть глав, выделенных в соответствии с хронологическим и географическим принципами. Во-
первых, в этих главах рассматривается культура отдельных частей бывшей Византийской империи,
развивавшихся самостоятельно; во-вторых, верхняя хронологическая грань в каждой главе определяется в
зависимости от продолжительности политической жизни упомянутых частей империи в качестве независимых
государственных образований. В-третьих, в главах только первой части осуществлено синтетическое комплексное
рассмотрение культурного развития того или иного региона, не дифференцированное (или слабо
дифференцированное) по отдельным отраслям искусства, науки и литературы.
Что касается второй части книги, то она имеет ту же композицию, какой подчинены главы первых двух
книг, опубликованных в 1984 и 1989 гг. Отличие по сравнению с предшествующей книгой заключается здесь в том,
что в данном томе добавлена новая глава — о ренессансных тенденциях поздневизантийской культуры,—
трактующая вопрос, который не стоял в повестке дня развития культуры предшествующего времени, а составлял
ее специфику только в XIV—XV ее. Напротив, в данной книге нет соответствующего очерка военного дела в
поздней Византии. Отсутствие такой главы оправдано лишь отчасти: византийская военная мысль не нашла в
XIII—XV ее. воплощения в каких-нибудь крупных трактатах, подобных старым «стратегиконам», может быть,
потому, что основу военных сил в последний период истории империи все более составляло не отечественное
войско (народное ополчение или отряды феодальных магнатов), а наемники (профессиональные воины из стран
Запада и контингента кочевнической конницы, нанимаемые центральным правительством на годы военной
кампании).
Однако военная мысль византийцев, как можно судить по особенностям крепостного строительства и
разрозненным свидетельствам письменных источников, развивалась и в поздний период истории империи. Но
для освещения всего этого потребовались бы значительные предварительные разыскания, осуществить которые
не позволили время и обстоятельства.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|