 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ XIII — первая половина XV в.
стр. 5
луострова. Османы ступили твердой ногой на Балканы, переправа их полчищ через Дарданеллы была
обеспечена. Пожалуй, впервые за всю историю Византии господствующая верхушка отчетливо осознала горькую
истину — отстоять свое существование собственными силами империя не в состоянии. Это было ясно и
ближайшим единоверным соседям империи — болгарам и сербам, также познавшим турецкую агрессию.
Понимали это и правители, стран Западной Европы и само папство. Общее осознание надвигающейся
смертельной опасности не смягчило, однако, глубоких противоречий, расколовших христианский мир. Папство,
монополизировавшее право решать от имени всех государств католической Европы вопрос о возможности,
времени и размерах военной помощи Византии против мусульман, неизменно выдвигало единственное, но
совершенно неприемлемое для византийцев условие — отказ от ряда важнейших догматов восточного
православия (признание католического символа веры) и подчинение византийской церкви престолу св. Петра. В
империи слишком хорошо помнили время латинского владычества, слишком бесцеремонно вели себя в самом
Константинополе итальянские торговцы, захватившие в свои руки экономику столицы империи. Союз с
латинянами ради спасения казался рядовому византийцу менее привлекательным, чем соглашение с
мусульманами, отодвигавшее гибель ценой унижения.
Союз не состоялся даже с такими же православными, как и византийцы, болгарами и сербами, несмотря
на неоднократные попытки,— {6} слишком огромен был груз многовековых взаимных претензий, слишком велик
соблазн извлечь выгоду для себя из затруднений соседа, подвергшегося очередной атаке османов. Турки громили
балканские государства поодиночке.
В начале XV в. далекая Морея на Пелопоннесе, ряд островов в Эгейском море, несколько городков на
Черноморском побережье и гигантский Константинополь, являвший черты глубокого упадка,— это было все, что
осталось от империи. Судьба Константинополя была предопределена, но его падение 29 мая 1453 г. явилось тем
не менее событием всемирно-исторического значения.
Жестокие перипетии в истории империи в последние два с половиной столетия ее существования
обусловили острую напряженность в духовной жизни византийского общества. Неоднократно вставал вопрос о
жизни и смерти Византии, и все это не могло не оставлять глубоких следов в сознании и чувствах византийцев, на
направлении их мысли, чаяниях и надеждах, в особенности их мыслящего, культурного слоя, остро
переживавшего бедствия своего отечества.
Крушение империи в 1204 г. стало одновременно крушением мира привычных представлений
византийцев (ромеев) о себе самих, о священной империи, о ее месте и в современном им мире, и «на самих
небесах». Давнее, крепнувшее с конца XI в., от одного крестового похода к другому, опасение православных
(«схизматиков» в глазах западных рыцарей) перед угрозой нападения «коварных латинян» оправдалось.
Христиане западной части некогда единой империи, вооружившиеся для борьбы с «врагами Христа»,
разгромили христиан части восточной. Подданные Византии пережили тяжелое психологическое потрясение.
Рухнуло благосостояние, социальное и общественное положение высшей светской и духовной знати. Судьба
большинства ее представителей была неразрывно связана с Константинополем: здесь они хранили свои главные
богатства, здесь находились их дворцы и подворья, здесь они делали свою карьеру, здесь в основном они творили
шедевры высокой культуры. Но именно Константинополь и подвергся в первую очередь разгрому и повальному
грабежу. Униженные и ограбленные знатные византийцы, включая их наиболее культурную элиту, бежали в
поисках спасения в провинции, особенно в Малую Азию.
Не менее тяжкой стала участь крестьян и рядовых горожан, которым некуда было бежать. Крестьяне из
окрестностей Константинополя, по дешевке скупавшие за продукты у знатных столичных беглецов их скарб и
последние ценности, бросали им в лицо: «Вот и мы обогатились!» Суть этого заявления состояла, конечно, не в
радости овладения крохами нечаянного богатства: восклицание исполнено сарказма, за ним сквозит озлобление
людей, обреченных на предстоящее «латинское рабство», угадывается обвинение в адрес еще недавно власть
имущих как главных виновников нашествия и разбоя иноземцев.
И сами житейские невзгоды, и глубокий душевный разлад, испытанные византийцами в ходе латинского
завоевания и утверждения господства чужеземцев, заставили их задуматься над казавшимися незыблемыми,
традиционными догмами официальной доктрины о праве империи на «первородство» среди христианских
держав, об «избранном» народе, {7} о василевсе
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|