 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Ф. ГРЕГОРОВИУС
ИСТОРИЯ ГОРОДА АФИН В СРЕДНИЕ ВЕКА
от эпохи Юстиниана до турецкого завоевания
стр. 645
Эти незначительные преимущества, в связи с бесценным благом свободы веры, заставили
новогреческих историков прийти к выводу, что положение афинян в турецкой неволе было легче их
положения под властью христиан — франков. Но это смелое утверждение опровергается уже тем
фактом, что турецкому правительству было совершенно чуждо моральное представление о праве и
законности; место права занимал необузданный произвол деспотов. Достаточно напомнить о
жестокой дани мальчиками, наложенной на афинян, как и на остальных христиан, порабощенных
султаном, чтобы охарактеризовать бесчеловечную тиранию, ставшую их уделом.
Каждые пять лет турецкие аги делали осмотр всех греческих детей, пятую часть которых, самых
красивых и талантливых мальчиков, отрывали от семей и увозили в Стамбул. Здесь, в особом
отделении сераля, занимавшемся воспитанием рабов, из них воспитывали фанатичных османов. Из
этой христианской молодежи завоеванных провинций выходили не только янычары, но часто также
лучшие слуги и выдающиеся министры султана. Один знаменитый английский филэллин заметил с
благородным негодованием, что в долгом унижении греческого народа нет ничего более ужасного,
чем эта апатия, с которой греки подчинялись этой повинности. В несчастных Афинах уже не нашлось
Тесен, который избавил бы их от этого Минотавра. Лишь в последней трети XVII столетия этот налог
исчез навсегда.
Так велика роль, которую играют в оценке блага отдельного человека и народа соображения
материальной выгоды, что даже в суждениях об эпохе глубочайшего унижения Афин они занимают
первое место. Настало время, когда городу марафонских бойцов пришлось считать особенным
отличием и большим счастьем то, что он стал вотчиной начальника черных евнухов в
константинопольском серале. Могущественный кислар-ага занял место великих афинских
филэллинов древности; он милостиво снисходил к нуждам города, облегчал его тяготы и защищал его
от злоупотреб
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|