 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Ф. ГРЕГОРОВИУС
ИСТОРИЯ ГОРОДА АФИН В СРЕДНИЕ ВЕКА
от эпохи Юстиниана до турецкого завоевания
стр. 629
Мальвазии произвели на историка Францу такое впечатление, что он посвятил им целых две
страницы; об Афинах он почти не упоминает. Но судьба славнейшего города в мире не прошла без
болезненного отклика в сердцах его греческих граждан, чему свидетельством служит элегия одного
современника этого события, вероятно, афинянина. Его «тренов» аналогичен многочисленным плачам
о падении Константинополя. Это какой-то дикий крик не только «Афины», олицетворяющей город,
но и эллинской музы, обезумевшей от отчаяния. Пропасть между классическими двустишиями
Михаила Акомината и этими нечленораздельными звуками так велика, что просто внушает ужас2 Это
стихотворение из 69 политических стихов на самом испорченном народном языке и в прескверном
стиле написано, вероятно, тотчас же после турецкого вторжения. Автор его, несомненно, духовное
лицо; он восхваляет Афины главным образом за то, что они были школой трех великих Отцов Церкви
Григория Назианзина (Богослова), Василия Великого и Иоанна Златоуста. В заключение он
обращается к Богородице, как к будущей спасительнице города.
3. Могамет II был в то время в Пелопоннесе, куда он двинулся с большим войском, узнав, что деспот
Фома отказывается платить дань и взялся за оружие. Султан решил положить конец бессмысленным
проискам враждующих братьев и безграничной неурядице, неизменно господствовавшей в стране
благодаря преступному честолюбию ее государей, тирании архонтов и грабежам албанцев3
15 мая 1458 года султан остановился перед Коринфом, который в это время принадлежал деспоту
Димитрию Палеологу и имел незначительный гарнизон под предводительством его зятя Матфея
Азана и спартанского полководца Никифора Лукана. Оста
1 Из «плачей» этого рода наибольшую историческую ценность имеет Константинополи-да, уроженца Брешии, Убертина Пускула
(Elissen III, 2 отд.).
Найдено в Петербургской библиотеке и издано Гавриилом Дестунисом, СПб., 1881.
Сп. Ламброс полагает (Parnassos, 1881, стр. 251), что стихотворение относится ко второму пребыванию султана в Афинах в 1160 г., но
зверства, о которых в нем упоминается, могут быть скорее отнесены ко времени осады Афин Омаром. Дестунис замечает, что этим
трем Отцам Церкви посвящен в 1837 г. новый афинский университет.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|