 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Ф. ГРЕГОРОВИУС
ИСТОРИЯ ГОРОДА АФИН В СРЕДНИЕ ВЕКА
от эпохи Юстиниана до турецкого завоевания
стр. 149
дующее обращение к слушателям или читателям: «Ты, эвпатрид, смеешься, я знаю это, над
Муталаской; еще бы ты, который гордишься постройками из тесаного камня и обожженной глины,
огромными стенами, башнями, величественными гробницами, твоими героями и оттуда выводишь
своих предков, а самое благородство ставишь в зависимость от величественности размеров, широты
улиц, высоты колоннад, изящества театров, ипподромов и гимназий! Я же смеюсь над твоей Троей,
сооруженной богами, и над Фивами, воздвигшимися через волшебную игру лиры, но дивлюсь
Муталаске». Подобная картина могущественного города с гордой знатью, тяготеющей к зрелищам
бегов, а в театрах любующейся мимическими представлениями басен древности, может относиться
только к Константинополю, но никак уж не к Афинам.
Мелетий придал новую жизненную силу греческому монашеству, которое вообще издавна своим
развитием было обязано реакции против реформы императоров-иконоборов, тогда как эти
последние тщетно пытались спасти клонившееся к упадку государство путем насильственного
искоренения монашества.
Первые Комнены, напротив того, заключили с монашеством союз, чтобы удержаться на престоле,
наделили монастыри имениями и привилегиями и с легким сердцем обратили светскую свою власть
на служение инквизиции против еретиков. В XII веке монашество уже господствовало над всем в
Византии — над обществом, церковью и государством. Монашеством же и была задушена
гражданская жизнь греков. Целые толпы хищных монахов верхом, вооруженные дубинами и луками,
в сопутствии дикой челяди, искрещивали весь край, собирая с него поборы. Они обращали еретиков в
правоверие, изгоняли бесов из простонародья, а у исконных владельцев отнимали имения и поля. Так,
по крайней мере, живописует монашество архиепископ Евстафий Фессалони-кийский в исследовании
о монашеском состоянии, написанном хотя и с осторожной воздержанностью, но прямодушно.
4. Тем временем и на Западе, и на Востоке совершались великие события, которые оказали
решающее влияние на судьбы Ви-
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|