 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Ф. ГРЕГОРОВИУС
ИСТОРИЯ ГОРОДА АФИН В СРЕДНИЕ ВЕКА
от эпохи Юстиниана до турецкого завоевания
стр. 66
тия не столько в качестве историка, сколько в качестве памфлетиста; поэтому-то он и приписывает эти
отважные предприятия единственно кровожадности императора, который-де намеревался погубить и
Италию, и Африку.
Правда, гигантский план Юстиниана оказалось возможным выполнить лишь в ничтожной его
части, да и то с чрезвычайным напряжением всех экономических и военных сил. Византийское
государство — единственно культурное и, согласно преданиям старины, продолжавшее развиваться в
формах цезаризма — было Юстинианом сильно ослаблено. Только из-за этого видеть в этом плане
чуть ли не погибель для народов едва ли основательно, хотя мало разгаданный, в свою очередь,
конечно, император слишком уж расточительно разукрашал свои предначертания яркими красками.
Во всяком случае, в воле этого человека сказалась мощь, если он на сотни лет влиял на самосознание
всех последующих императоров. Наконец, наряду с церковным и императорским деспотизмом
Юстиниан увековечил свое имя, завершив великое здание римского законодательства, а ведь это
последнее послужило прочной основой для всего дальнейшего развития гражданственности. Да и сам
город Константинополь сделался и остался несравненным властителем над миром, прилежащим к
Средиземному морю, даже когда арабские калифы отчудили от романского государства Сирию,
Египет и Африку, а папы и франки — Западноримскую империю.
Хотя Восточноримское государство благодаря тягостным территориальным потерям несколько и
утратило космополитический свой характер, но зато выиграло в усилении национальной своей
основы, в существе эллинской. Латинизм, который шаг за шагом вытеснялся греческой церковью и
местным обществом, через три столетия после Константина Великого не мог даже и претендовать на
то, чтобы служить истинным отражением восточноримского общества. Тот же Юстиниан, который
словно хотел лишний раз облатинить государство с помощью свода законов, составленного На языке
Рима, строит, однако же, константинопольский собор в
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|