 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Ф. ГРЕГОРОВИУС
ИСТОРИЯ ГОРОДА АФИН В СРЕДНИЕ ВЕКА
от эпохи Юстиниана до турецкого завоевания
стр. 50
вероподобно, что именно этот император сделал невозможным дальнейшее существование академии.
Рассказывается, будто последние афинские философы совместно со своим схолархом Да-масцием
переселились ко двору персидского царя Хозроя, но, горько разочаровавшись в надежде найти и там
убежище для своих идеалов, вернулись назад в Грецию, где и исчезли уже бесследно1. Знаменитейшее
установление эллинства, утратив последнюю умственную мощь со смертью Прокла, последовавшею
17 апреля 485 г., сгибло от истощения и неприметно погасло, просуществовав со времени Платона
более восьми столетий. Если в Афинах продолжали еще существовать частные школы —
риторические и грамматические, то их деятельность не была ученая. Греческая словесность отныне
находила себе покровительство и разработку в византийских ученых школах, преимущественно в
Константинополе и Фессалониках. Эвнапий высказал преувеличенное мнение, будто Афины с самой
смерти Сократа не производили ничего великого и наравне со всей Элладой тогда уже пришли в
упадок. Со времени Юстиниана последние источники афинской умственной жизни иссякают
действительно. Оставляя в стороне все преимущества, какие академия доставляла городу в течение
ряда столетий, это высшее учебное заведение оказывалось той именно цепью, которая связывала
Афины и с достославным прошлым, и с Грецией, и с образованным миром вообще. Именно
международный характер академии придал Афинам в первые века христианства значение столицы
язычества. Когда Афины утратили это значение, когда живые предания древности пали вместе с
языческими храмами, с произведениями искусства и гимназиями философов, то и сам город
мудрецов утратил цель своего бытия. Вечной мечтой Рима даже в эпоху глубочайшего средневекового
упадка было восстановить imperium romanum, т.е. вернуться к прежнему закономерному
властвованию Вечного города над миром; римляне и осуществили свою мечту не столько через
возрождение импера-
^ Агатиас, Hist. II, 30, перечисляет их имена: то были Дамасций, Симплиций, Эвлалий, Фисциан, Гермий, Диоген и Исидор. Уже сама
численность их — 7, имевшая у пифагорейцев таинственный смысл, может навести на сомнения.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|