 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Ф. ГРЕГОРОВИУС
ИСТОРИЯ ГОРОДА АФИН В СРЕДНИЕ ВЕКА
от эпохи Юстиниана до турецкого завоевания
стр. 35
вы. Устрашенный этим-то видением Аларих будто бы и заключил с державным городом договор и
вступил в Афины уже с мирными целями1. Параллелью к этому преданию, записанному Носимой,
служит известная легенда о св. Петре и Павле, явившихся страшному Аттиле, когда тот собирался
вторгнуться в Рим. Для обеих столиц Древнего мира весьма знаменательным представляется тот факт,
что в Афинах заступниками за город, продолжавший по-прежнему тяготеть к язычеству, являются
древние герои и божества, христианский же Рим, над которым духовно властвовали папы, своим
спасением обязан чудодейственному вмешательству апостолов.
Древние греки, как впоследствии христиане, веровали в чудодейственное появление спасительных героев. Павсаний в разрисованной
галерее видел изображение Тесен, Афины и Геркулеса, помогающих грекам в борьбе их против персов. Wyttenbach в Annot. к Эвнапие-вой
«Vita Prisci», éd. Boissonade, на стр. 67, замечает, что появление Минервы у Зосимы невольно напоминает такое же вмешательство богини при
осаде Пеллены этолийца-ми. Позднее Пресвятая Дева Мария самолично защищает стены Константинополя против аваров. Chron. Paschale под г. 626. (I, стр.
716 и сл.). 2 Lib. V, 6.
Утверждают, будто Зосима имел в виду тот тип Афины-Полиас, который воссоздают монеты и статуи. Curtius, Zur Periesese der
Akropolis von Michaelis (Mittheil. d. Deutsch. Ius-tituts in Athen. II, 2 изд. 1877 г. Стр. 87 и сл.). По Курциусу, наименование колосса Промахос
было вовсе неупотребительным в древности и явилось лишь впоследствии. Воспроизведение Паллады с Нике на руке открыли в
Афинах на Барбакионе в январе 1881 г. Мне ни к чему напоминать знатокам дела о знаменитой афинской монете, на которой
бронзовый колосс изображен стоящим посредине между Парфеноном и Пропилеями (Leake, Topogr. At-nen's. Таблица I, фиг. 1).
Зосима явившуюся Алариху Афину именует «Промахос». Король узрел ее, повествует летописец,
расхаживающею вдоль стен и вооруженной так, как можно видеть на ее статуях2 Это навело на мысль
о колоссальной статуе из меди, созданной еще Фидием, которую называли «Промахос», и из слов
летописца, писавшего в первой половине V столетия, заключили, будто эта именно статуя во время
Зосимы благополучно еще сохранялась в Акрополе. Но если бы Зосима имел в виду творение Фидия,
то он сказал бы не «как то можно видеть на ее статуях», но «как то можно видеть на ее статуе»3
Впрочем, не подлежит сомнению, что колосс Фидия в эпоху Алариха пребывал еще невредимо на
месте.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|