 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Ф. ГРЕГОРОВИУС
ИСТОРИЯ ГОРОДА АФИН В СРЕДНИЕ ВЕКА
от эпохи Юстиниана до турецкого завоевания
стр. 25
Император грабил города эллинов, чтобы их художественными сокровищами разукрасить новую
столицу! Таким образом, Византия на эллинском Востоке продолжала систему римских хищений.
Творения Алкамена, Фидия, Праксителя, Мирона и Аисиппа не были покинуты на разрушение
христианам, но оказались предназначенными на украшение нового Рима. Столица на Босфоре
превратилась в богатейший художественный музей, а литературные творения древних греков
наполнили ее библиотеки. Обе эти сокровищницы в смысле эллинского духа оказывали воздействие,
хотя и слабое, как на живопись и технические искусства, так и на науку византийцев, хотя последние и
не могли достигнуть самобытности в творчестве.
В древней церкви Св. Софии были собраны, словно в светской художественной галерее, 427 статуй;
среди них можно было видеть изображения богов: Зевса, Афродиты, Артемиды и жрицы богини
Афины2 Геликонских муз, пощаженных Суллой, Калигулой, Нероном и готами, Константин
установил в своем дворце; статуя пифийского Аполлона и золотой дельфийский треножник
послужили ему для украшения гипподрома. Это, впрочем, единственные примечательные
художественные произведения Древней Греции, какие в списках византийских авторов значатся в
качестве добычи, награбленной Константином в Греции. Среди художественных произведений,
вывезенных императором из Афин, не оказывается тех, коими восхищался Павсаний. Объясняется это
тем, что Константин пощадил афинские храмы и не только в силу свободы, предоставленной
языческим верованиям, а потому, что питал особенное почтение к Афинам. Он почитал за личное
отличие то, что был облечен в сан афинского стратега, а когда афиняне воздвигли в честь его статую, то
в благодарность император установил в Афинах ежегодную раздачу зерна
А именно: Афины, Кизик, Цезарею, Троллее, Сарды, Саталию, Антиохию, Кипр и Крит. См. аноним, писат. у Бандури. Imp. or. pars II, 40. Иодин,
De Signis (стр. 53) и Финлей (ук. соч., стр. 152) полагают, что Константин подвергал греческие храмы опустошению по преимуществу в тех
местностях, где христианство уже достигло преобладания.
Лишь Юстиниан при перестройке храма Св. Софии удалил оттуда статуи языческих божеств и распределил их по городу, Бандури. Т
I, 14.
Об этом сане стратега и благодеянии, оказанном Константином Афинам, говорит Юл ан Orat. I in laudem Constantini, по изд.
Шпангейма, стр. 8.
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|