 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 383
Еще укажу на Тилля Бленпгаигеля. Он несколько шут, пройдоха, мошенник и не лишен значительного добродушие. Народная
фантазия приводит его в соприкосновение с теми классами общества, на которые устремлена ирония среднего сословия, чтобы он
нашел случай осмеять их, стать выше их находчивостью ума и здравым смыслом» (ГБЛ, ф. 178, 3598, XXVIII, л. 8—8 об.).
7 «Die Teutsche Théologie». Приложения к Taulers Werke. Frankfurt a. M., 1720.
* Jurgens К. H. Luther von seiner Geburt bis zum Ablasstreit Leipzig, 1846—1847, Bd. 1—2.
9 Audin S. M. Histoire de la vie, des écrits et des doctrines de Martin Luther. P., 1839.
Лекция 19
1 Здесь неточность: Лютер предпринял путешествие в Рим в 1511 г.
2 Этот сюжет подробнее рассматривается Грановским в лекциях начала 50-х годов: «Известно,—говорил он,— на чем было
основано право римского двора продавать это отпущение грехов: в католической церкви существовали догматы, что святые отцы и
праведные Совершили такое множество добрых дел, что число их далеко превосходит нужное для их личного спасения, и что избыток
этих дел хранится пред богом и представлен распоряжению церкви» (ГБЛ, ф. 178, 3598, XXV, л. 324).
3 В записи читаем, что эти тезисы «произвели неописуемое впечатление в Европе и возбудили сочувствие к Лютеру. Дело в том,
что умы уже готовы были к такому явлению, что такие еретические или вообще оппозиционные мнения западной церкви, таившиеся в
продолжение нескольких веков, ждали только удобного случая, чтобы вылиться наружу; недоставало только одной личности, которая
подпила бы громко и смело эту заснувшую оппозицию» (Там же, л. 328—329).
4 Эти трактаты Лютера были опубликованы в 1520. Грановский, возможно, пользовался сочинениями Лютера, изданными в 1840-х
годах О. Герлахом. См.: Martin Luthers reformatorische Schriften. Vôllstântdige Auswahl ailes wich-tigen/Hrsg. von Otto von Gerlach.— In: Luthers
Werke. В., 1841, Bd. 4.
Лекция 20
1 Точнее: «Von der babylonischen Gefangenschaft der Kirche».—In: Martin Luthers reformatorische Schriften. Vollstàndige Auswahl ailes
wichtigen/Hrsg. von Otto von Gerlach. В., 1841, Bd. 4, S. 65—199.
2 См.: Штраус Д. Ульрих фон Гуттен. СПб., 1896, с. 275—276. О расхождениях между Лютером и Карлштадтом см. примеч. 7 к
данной лекции.
4 «Князья немецкие хорошо понимали, что дело церковное тесно связано с реформациею политическою,—читаем в записи.— Они
видели, что могут овладеть: 1) собственностью церкви, 2) подчинить духовенство, которое было независимо и составляло особое
сословие. Таким образом, побуждаемые этими корыстными видами и расчетами, многие князья приступили к духовной реформе в
своих владениях и тем самым старались усилиться на случай реформы политической.
Равным образом реформа быстро распространилась в городах, но причины этой быстроты были здесь другие: они заключались в
образовании, грамотности, давно распространившейся в городах, жители которых, богатые купцы, имели много досуга для чтения.
Разумеется, они читали книги, более всего расходившиеся в то время, книги духовные, потом произведения народной литературы, в
которых о такою ирониею рассматривались все средпевеко-выф учреждения. Следовательно, в городах была весьма хорошая почва для
реформаторских проповедников. К этому надобно прибавить беспрестанные споры магистратов с монастырями.... В низших классах
народонаселения»
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|