 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 373
древности с истории восточных государств. Оп подчеркивал большое значение научения истории Китая, Индии, упрекал историков за
недостаточное внимание к разработке этих проблем. См.: Лекции Т. И. Грановского по истории средневековья. М., 1961, с. 203—204.
(Далее: Лекции, 1961).
4 Точнее: Raumer Fr. Geschichte Europas seit dem Ende des funfzehnten Jahrhunderts. Leipzig. 1832—1843. Bd. 1—8. В рецензии на книгу Ф.
Лоренца Грановский писал, что сочинение Раумера «содержит в себе, собственно, только историю германолатинских народов.
Изложение русской истории, не говоря о его недостатках, начинается с Петра Великого. О Турции, игравшей столь важную роль в 16 и
17 столетиях, почти ничего не сказано. Наконец, литература, в которой можно проследить все движения общественного мнения в
Западной Европе, не вошла в состав принятого Раумером плана» (Лекции, 1961, с 207).
5 Ragon F. Précis de l'histoire moderne. P», 1846.
e Le Bas Ph. Précis de l'histoire des temps modernes. P., 1842.
Лекция 2
1 О Людовике IX см. подробнее: Гра?иовский T. H. Четыре исторические характеристики.—Соч. 4-е изд. М., 1900, с. 264—276. (Далее
все ссылки на это издание.— Ред.).
2 Voltaire F. M. A. La pucelle d'Orléans. Genève, 1777.
3 Quicherat J. Procès de condamnation et de réhabilitation de Jeanne d'Arc dite La Pucelle. P., 1841—1849. Vol. 1—5. В одной из лекций 50-х
годов Грановский говорил: «В эту решительную минуту является знаменитая дева Орлеанская. В настоящее время вопрос о деве
Орлеанской решен окончательно благодаря памятникам, изд. ИиГем Quicherat. Самое лучшее изложение, составленное по этим
памятникам, принадлежит Мишле. Разумеется, пора оставить мысль о том, что Иоанна д'Арк была обманщица и слепое орудие хитрой
честолюбивой политической партии. Иоанна д'Арк выступает на сцену под влиянием необъяснимого ни логически, ни исторически
настроения духа. Она была духовно убеждена в теотическом (божественном) призвании освободить Францию. Было еще нечто
характеристическое в ее отношениях к французскому народу. Рыцарство, неоднократно пораженное, утратило доверенность к самому
себе, в беспрестанных войнах оно одичало». Рыцари грабили народ «без всякой цели. Далее, жители городов по самому характеру
своему заботились только о себе, и им было мало дела до судьбы целой страны, оттого многие города охотно подчинялись Англии,
лишь бы только соблюдены были их выгоды. Вообще общего энергии [еского] движения не заметно было ни в каком сословии.
Духовенство явно становится на сторону Англии. Весьма немногие из архиепископов французских держались стороны Карла VII. И
среди такого порядка вещей вдруг выступает девушка из крестьянского сословия — и выступает с мыслью освободить Францию.
Можно сказать, что в деве Орлеанской все сословия пришли в сознание о своем единстве» (ГБЛ, ф. 178, 3598, XXIV, л. 1—1 об.).
В другом курсе Грановский, рассказывая о Жанне д'Арк, подчеркивал, что она подняла «за собой массы народа. Когда города были
погружены в свои эгоистические, частные расчеты и заботились только о выгодных сделках с правительством, когда духовенство
французское толпами приставало к англичанам, одним словом, когда все господствующие элементы изменяли своему государству,
выступают тогда массы простых поселян и внимают призывному гласу Орлеанской девы, который говорит им, что они французы, что
они должны отплатить пришельцам» (Там же, XXV, л. 84).
4 В студенческой записи читаем, что при Карле VII «лица среднего сословия, которые теперь выступают на политическом
поприще, составляют его двор. Здесь мы должны наперед уяснить, себе смысл выражения: среднее сословие. В средние века не было
среднего сословия; можно сказать, до исхода XIV века горожане, которых часто смешивают со средним сословием, отходят от этого
понятия. Известно, что каждый город в средних веках составлял
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|