 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 338
имеет право на внимание в настоящее время. Ввиду великих вопросов, решаемых западными
обществами, человеку с мыслящим умом и благородным сердцем нельзя не принять участие в судьбе
человечества, нельзя не оглянуться назад и не поискать ключа к открытию причин тех загадочных
явлений, на которые мы смотрели и смотрим с изумлением» (с. 239).
Естественно, Грановский разделял многие суждения тогдашней исторической науки, которые
представляются ныне устаревшими. Но питая живой интерес к судьбам простого народа, вдохновляясь
антикрепостническими настроениями, он во многих случаях преодолевал эти расхожие в то время
мнения, выступал как самобытный и прогрессивный историк.
В первый период научной деятельности Т. Н. Грановского оп по своим теоретико-методологическим
воззрениям был приверженцем объективного идеализма в духе немецкой классической философии, и в
частности Гегеля. Главный смысл всеобщей истории в то время он видел в «развитии духа рода
человеческого», главной целью историка считал «проследить прогресс рода человеческого» (см. выше:
Введение к курсу древней истории). Главной движущей силой исторического процесса Грановский
полагал «верховный нравственный закон». Однако из гегелевской философии истории он брал в
основном наиболее передовые ее идеи — идею закономерного прогрессивного и органического
характера исторического процесса и, главное, представление об его диалектичности. По словам Т. Н.
Грановского, история всегда развивается «в борьбе возникающих противоположений», особенно в
периоды перехода от одной исторической эпохи к другой, который совершается всегда в форме борьбы.
В такой борьбе разрушаются старые формы и «зиждутся» новые (Лекции, 1961, с. 45). В переходные эпохи
противоречие нередко может быть по необходимости разрешено только насилием, признавал Т. Н.
Грановский, приближаясь, таким образом, в этот ранний период своей деятельности к понятию
закономерности социальных конфликтов и даже, с известными оговорками, насильственных
переворотов.
Эти взгляды, несмотря на их в целом идеалистический характер, в николаевской России 30—40-х годов
XIX в. были, несомненно, прогрессивными. В противовес реакционным деятелям, проповедовавшим
незыблемость крепостнических порядков, Грановский выдвигал идею поступательного развития
истории и подводил слушателей к выводу о преходящем характере этих порядков.
Грановский и в эти годы не был слепым последователем Гегеля. Он упрекал его «философию
истории» в схематизме и априоризме, в том, что он нередко истиной жертвовал ради системы, что под
историей «разумел только политическую историю народов, ограничивая таким образом ее значение»
(Там же, с. 41). В отличие от Гегеля Грановский считал, что история — самостоятельная от философии
наука, которая не должна «вступать па слунсбу системы»,
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|