На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 313

всеобщая история должна иметь предметом развитие духа рода человеческого; таким образом, мы не включим в объем нашей науки истории кафров и др. народов, не имевших никакой важности в развитии духа человеческого9, и не будем довольствоваться одним сухим исчислением приобретений духа человеческого, не всегда вполне выражающих степень его развития. Мы не вдадимся в крайность, мы посмотрим, в чем заключается прогресс). [Лекция 4] В наше время нельзя уже ошибаться в значении этой [исторической] науки; нельзя удовлетворяться определениями, существовавшими назад тому 50 лет. Карамзин не [сказал] бы уже теперь, что история есть зерцало прошедшего. Что же такое всеобщая история в отличие от всемирной?). Итак, всеобщая история должна проследить прогресс рода человеческого, т.е., по объяснению Гердера, показать, как человек сам в себя углубляется. Но* еще и до сих многие считают прогресс рода человеческого вымыслом истории, многие видят в этом пустое мечтание о достоинстве человека*. В доказательство прогресса рода человеческого стоит указать на массу истин, приобретенных родом человеческим в его развитии в продолжение стольких тысячелетий; стоит указать, как человек в каждом веке побеждает и разрушает какой-нибудь предрассудок. Поэтому история6, с одной стороны, есть наука философская, с другой — чисто практическая6. В наше время изучать историю с целью практической не всегда можно, нужны особенные условия общества и самого частного лица. Конечно, в наше время ни один юноша не научится быть полководцем, изучая историю, как это полагали древние; конечно, пи один Государственный деятель) не станет справляться с историей в затруднительных случаях; но история имеет для нас другое практическое значение. Она помогает угадывать под оболочкой современных событий аналогии с прошедшим и постигать смысл современных явлений — только через историю мы можем понять свое место в человечестве1; она удерживает нас от отчаяния, она влагает в нас веру в силу человека), показывая, что совершило человечество на Земле, и позволяет ценить достоинство человека. Из всего сказанного ясно значение истории, и в наше время уже не останавливаются на этом вопросе, уже слишком доказанном. Но вся трудность современного историка состоит в выборе фактов. Нав этот предмет все смотрели различно8: древние историки из- а~а С I: заступник попятного движения говорит, что человек не сделался счастливее, столь же подвластен страстям (л. 8 об.). 6-6 Там же: получает характер пауки не только опытной, но и политичф* скоб. Здесь она становится па ту же высоту, как и философия (л. 8 об.). в~в Там же: Каждый век рассматривает это по-своему (л. 8 об.).


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes