На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 300

Занимаясь историей народов древнего Востока, вы легко поймете, почему на Востоке не могла созреть мысль о всеобщей истории; она могла развиться только приа высшем сознании личности всесго человечества а. Доселе пребывает Восток в неподвижности. Взгляните на древние произведения индийской поэзии, которые вместе и история, в ней не найдете вы определенности фактов, хронологического порядка и резкого изображения исторического хода событий — нет в ней ни света, ни теней. Другой восточный народ, имеющий богатую историческую литературу,— китайцы: но и она не возвысилась над историей национальной. И как мог народ, смотревший на себя как па центр вселенной и отчуждавший себя от других народов, достигнуть значения истории всеобщей. Но есть между этими двумя пародами Востока, несмотря на противоположность их духа, одна общая характеристическая черта— это расточительность, с которой они употребляют столетия; китайцы возводят свою историю до нескольких десятков тысячелетий, индийцы даже до нескольких сотен тысячелетий. В этом таится глубокий смысл, доказывающий, что народы Востока не привыкли ценить главное блого — время, они не дорожат им. В истории европейской, напротив, события теснятся; начиная с древних историков-художников, отличающихся искусством изложения и рассказа, до средневековых монахов, тщательно, но сухо записывающих слухи, доходящие до их монастыря, везде, говорю я, у всех европейских бытописателей видно старание со всевозможной точностью определить время. Только на рубеже истории Востока является исторический памятник, в исследование которого надобно углубиться,— это св. Библия. Ветхозаветные книги, особенно последние, не говоря о их святом характере, представляют важность памятника исторического'. Но настоящая классическая почва истории — Европа. История есть растение, растущее не на всякой почве и не при всяких условиях. Даже греческая историография, несмотря на всю ее художественность и изящность в рассказе, не сходит со степени истории национальной. Взгляните на девять книг Геродота62, вы увидите, что цель его была рассказать персидскую войну, и он обращает все внимание на греков, он останавливается на истории только таких других народов, которые были в соприкосновении с греками, только это дает им право на внимание историков. Это гордое отличие между эллином и варваром мешало развитию идеи о всеобщей истории; и мог ли ее понять грек при таком отчуждении своего народа от всего человечества. а_А С Г. в срфдф, уразумевшей свое прошедшее (л. 2). 6 На л. 3—5 обширные примечания подлинника (биографические данные 4} Геродоте, Полибий, Диодоре Сицилийском, извлечения из их сочинений} опускаются. В рукописи В. Собчакова (ЦГАЛИ, ф. 152, on. 1, ед. хр. 1, л. 2В 2 об.; 3) эти примечания отсутствуют.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes