 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 277
лым. Нов это стремление сопровождалось неудачами6. С самого начала основания вестготфского
государства в Южной Галлии до падения вестготфского владычества в большей части Галлии в половине
VI столетия мы видим, что из вступивших на престол восьми кунигов только два умирают собственною
смертью: они обыкновенно убиты на войне или, скорее, в возмущении. Григорий Турский, враг
вестготфского племени, упрекает его в неуважении жизни собственных государей. Но дело в том, что
здесь развивалась сильная борьба дружинников за свободу германца как полноправного человека, против
кунигов, которые стремясь водворить порядок и единство власти, стремились поставить дружинников
наравне, в одинаковых отношениях к власти с подданными императорскому управлению, с туземцами:
галло-римляпами; вот где погибали ку-ниги.
О государстве бургундов известно менее, но в известиях подтверждаются одни общие положения,
высказанные уже нами. У бургундов является также два законодательства — одно для римлян, другое для
бургундов. В XVI ст. знаменитый юрист (Куя-ций?)9 отыскал памятник бургундского законодательства и
издал этот памятник под названием Рариапи responsorium — название, данное потому, что памятник этот
представляет выписки из Папиа-на, бургундского юриста. Подробные исследования этого памятника
указали, что он составлен по приказанию бургундских государей для управления их римскими
подданными, по он предоставляет менее способов к успешному достижению цели, чем Бревиарий. Это,
собственно, компиляция из древних учреждений с некоторыми пополнениями, обличающими влияние
германских идей. Памятник этот невелик, состоит только из 47 статей, мог быть употреблен только в
ваншых случаях, но не мог удовлетворять всем юридическим потребностям народонаселения. Но в
начале VI ст. возникает уложение прямо для бургундцев — Lex Gnndobaldi — законы куни-га Гундобальда.
Памятник этот имел две редакции — 1-я (502), 2-я (517—519) со значительными пополнениями против
первой. Здесь влияние римских идей заметнее, чем в Papiant responsorium влияние идей германских. Мы
находим здесь чрезвычайно много мягких, гуманных постановлений: таково предписание, напр.,
необходимости гостеприимства; предписания эти есть у всех народов, мы встречаем его и у вестготфов.
Но здесь определяется даже строгое наказание тому, кто откан«ет в гостеприимстве страннику: таким
образом, общий обычай возводится здесь на степень юридической обязанности, и это постановление мы
встречаем в такое время, когда германцы отвыкали уже от своих прежних добродетелен и успели
присвоить себе многие качества народов образованных, не всегда склонных к исполнеппю простых
человеческих обязанностей.
6-6 Там же: Это привело к сильной реакции дружинников (л. 59 об.)т
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|