 |
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
 |
Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 262
ленности и торговли. Тем сильнее должны были развиться эти потребности в городах более древнего
происхождения: здесь они существовали как привычки и предания; таким образом, и будущее развитие
торговли зародилось в римском быту. В городах сосредоточивается вся торговля; здесь выделываются все
произведения, которыми пользуется барон в своем замке; но они не существуют только для барона и
даются ему не даром. Правда, он иногда отнимает их, но главное их значение все-таки обмен и торговля.
Какя бы то ни было, но промышленность и торговля всего более нуждается в обеспечении и прочном
порядке вещей. Естественно, что в городах, как и в церкви, руководившейся здесь другими началами,
было всего более порядка и законности посреди феодального общества, и из этих-то высших
потребностей выходили восстания городов против феодализма д.
В исторических сочинениях мы часто встретим выражение: восстание городов, освобождение общин.
Но здесь никак не должно думать, чтобы эти факты были фактами единовременными: они совершались
более чем в продолжение двух столетий, в разное время на разных концах Западной Европы. Мы
говорили уже, что каждая городовая община имела тогда свою историю; это самые богатые эпизоды
средневековой истории.
В Италии города воспользовались, с одной стороны, отсутствием императора и ослаблением его
влияния по смерти Оттона III, чтобы торговаться с епископами о правах и власти; с другой стороны, они
успешно воспользовались впоследствии возникшими раздорами между светской и духовной властью.
Здесь в городах бывало по два епископа — один от государя, другой от папы; городовые сословия
признавали того, который был уступчивее. В городах Северной Ита-, лии XI столетия мы встречаем
следующие однообразные формы. Во-первых, городовой совет, consnles или judices: это были скача, ла
судебные коллегии, в которых епископ назначал председателя; каждое сословие судилось своим
судебным порядком, ибо каждый судился только судом равных — pares jurati. В течение X столетия эти
отдельные коллегиумы начали сливаться в один, председателями которого опять были consules, judices;
число членов здесь определялось числом сословий.
Крепостное народонаселение городов в течение X и в начале XI столетия достигло личной свободы,
города* сделались чрезвычайно важны в этом отношении*: вне их не было другого средства отбиться из-
под рабства феодального владельца. Городовые консулы, во главе которых стоит сановник и наместник
епископа, в Отсутствие епископа и пользуясь различными обстоятельствами,
д-д ГБЛ, ф. 178, 3598, XXI: Обеспечение прочного порядка вещей есть причина процветания торговли и промышленности;
горожане пытались осуществить порядок и отсюда вышли их восстания против феод[алок] и духовенства, коф держало сторону
феодальных владетелей (л. 108).
Тал же: Города достигли самостоятельности и независимости (л. 108)л
|
 |
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|